«Куда, чёрт побери, подевались мои тапочки?» -
этими словами заканчивается фильм «Моя прекрасная леди». И эти слова - лучшее признание в любви. Оригинальный финал картины: никакого шаблонного «хэппи энда» с пылкими объятиями и поцелуями, никаких сомнений по поводу «Что это было? — Чья победа? —Кто побежден?». Победила Элиза (Одри Хепберн). Пигмалион по уши влюбился в свою Галатею.
Проследить историю зарождения, развития и становления любви героев пьесы можно ... по тапочкам и туфлям.
Тапочки, туфли – художественная деталь, которая помогает острее и глубже воспринимать развитие сюжета.
*
Завязка. Зарождение любви. Первая встреча.
Хиггинс. Пикеринг, как нам быть с этим чучелом? Предложить ей сесть или просто спустить с лестницы?
(Профессор не церемонится с бедной девушкой-цветочницей).
*
Развитие отношений:
Хиггинс. Ну, а я ни черта не понимаю. Я только знаю, что почти три месяца изо дня в день работал над этой девушкой, чтобы научить ее тому, что она теперь умеет. А потом – от нее вообще есть прок. Она знает, где лежат мои вещи, и помнит, куда мне нужно пойти, и тому подобное.
*
Накаляются любовные страсти:
Хиггинс (за дверью, раздраженно). Куда опять девались эти чертовы туфли? (Появляется на пороге.)
Элиза (хватает туфли и одну за другой с силой швыряет ему прямо в лицо). Вот вам ваши туфли! И вот вам ваши туфли! Возьмите их, и чтоб вы в них минуты покоя не знали.
*
Кульминация. Выяснение отношений:
Хиггинс. Зачем вы бросили в меня туфли?
Элиза. Потому что я хотела разбить вам голову. Я бы вас задушила сейчас, себялюбивое, толстокожее животное.
Вам нет дела. Я знаю, что вам нет дела. Пусть я даже умру, – вам все равно нет дела! Я для вас ничто, хуже вот этих туфлей.
Хиггинс (громовым голосом). Туфель!!!
А теперь я иду спать, у меня прямо глаза слипаются. Да, позвольте: я ведь сюда за чем-то пришел… Черт меня побери, если я помню, за чем именно…
Элиза. За туфлями.
*
Развязка действия.
Хиггинс. Элиза сбежала. Что мне теперь делать? …я не могу найти ни одной своей вещи. Я не знаю, когда и куда я должен идти. Я…
Элиза возвращается, заходит в дом. Профессор вне себя от счастья, но не показывает вида. Небрежно откинувшись в кресле, спрашивает: «Куда, чёрт побери, подевались мои тапочки?»
Конец фильма.
О великий Бернард Шоу! У меня нет слов, чтобы передать восхищение.
*