Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

03
янв
2021

"...таких людей, как они, больше не будет" (князь С. Волконский о декабристах)

Хотела написать восторженный отзыв о прочитанной мною книге, но Марина Цветаева меня опередила.))

Марина Цветаева. "Кедр"

О книге кн. С. Волконского «Родина».

Далее - цитаты из отзыва Марины Цветаевой:

Подходить к книге кн. Волконского «Родина» как к явлению литературному — слишком малая мера. Эта книга прежде всего — летопись. И не потому, что он пишет о «летах мира сего», — кто не писал воспоминаний? Основная особенность летописи — то освещение изнутри внешних событий, тот вопрос, который она им ставит, тот ответ, который из них слышит. Летописец далеко не последнее лицо в летописи: им она жива. В этом строжайшем смысле слова книга Волконского «Родина» наряду с «Wahrheit und Dichtung»[10: Поэзия и правда] Гете — истинная летопись: века и духа.

*

Страсть справедливости, вы только вдумайтесь, господа! Этим живя, как с этим жить?! Если ты только не на острове, что вокруг тебя не искажено?

*

Марина Цветаева о себе писала: "«Подружились с ним в Москве 1921 г. Я тогда переписывала ему начисто – из чистейшего восторга и благодарности – его рукописи, - трех его больших книг и вот таким подчерком, и ни одной строки своей не написала, не было времени – и вдруг прорвалось «Учеником»: Ремеслом». Сама она оценила столь подвижнический труд как послушание". Цветаева была влюблена в князя С. М. Волконского, посвятила ему цикл стихов. Читайте здесь

Взаимного ответа не последовало, князь относился к ней сдержанно, не впустил её в свою биографию. Не смогла она пройти равнодушно мимо сей значительной личности.

Князь Волконский женился на старости лет : в возрасте 77 лет,  на какой-то немолодой вдове Фрэнч, с которой познакомился в Англии, поехал с ней в Америку навестить её дочь и там умер... Подробностей этого странного брака я нигде не смогла разузнать.

*

"И вот, через все это (заполните мысленно пролет от 1860 года до 1922 года и не забудьте, что перед вами не обывательская жизнь, а жизнь человека, от рождения поставленного высоко, — чем выше пьедестал, тем шире кругозор!) — и вот, через всю эту вражду: князей — к писателю, писателей — к князю, эсеров — к помещику, помещиков к «вольнодумцу», через эти миллионы вражд количества к качеству, ничтожества к личности — что встает, что пребывает? Неутомимость любви". (М. Цветаева).

*

Из книги князя Сергея Михайловича Волконского : " Во втором моем выступлении в тот вечер я говорил о декабристах и кончил тем, что таких людей, как они, больше не будет: «Это были люди, в которых не было ни капли ненависти — одна любовь; люди, которые ничего не хотели для себя — все для других; это были люди, в которых не было ни малейшей корысти — одна жертва. И вот почему в наши времена вспоминать о декабристах благотворно…»

*

Таких людей, как князь С. Волконский, больше не будет...

 


Добавить комментарий