На майданi коло церкви
революцiя iде.
Павло Тичина
Аналогия Майдана с запорожским «товариществом» в изображении Гоголя (кстати, русского или украинского писателя – Майдан решит?) возникла после прочтения статьи популярного в интернете журналиста zyalt.livejournal.
В статье «Анатомия Майдана» он с восторгом пишет:
«На Майдане потрясающая организация. Это маленькое государство. Здесь своя армия, свои склады с оружием (бутылки, палки, камни), продовольствием, есть своя внутренняя пресса, магазины, и, конечно, Майдан очень хорошо охраняет свои границы. Все подступы надежно защищены от вторжения высокими баррикадами. Майдан внешне напоминает колонию строгого режима - сторожевые вышки, колючая проволока, везде охрана. Оборона Майдана - это хорошо вооруженные палками, цепями и бутылками с зажигательной смесью бойцы. В их рядах царит настоящая армейская дисциплина. Они маршируют и в свободное время учатся искусству уличного боя. Все защитники поделены на отряды, в каждом отряде есть командир, санитары и даже знаменосец» и т.д.
А вот описание запорожского войска у Гоголя:
«Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли. Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника».
Сравнили Майдан и запорожский табор? Ну, и?.. По-моему, точь-в-точь.
Только если Гоголь восхищается устройством быта и простотой нравов запорожского казачества эпохи далёкого средневековья, то нам Майданом восхищаться нечем и ни к чему – на дворе век 21…
16в. и 21 в. - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
21 век требует интеллигентности. Что это? Об этом очень хорошо сказал академик Д.С.Лихачёв, почитайте на баррикадах его «Письма к молодым читателям».
В Европу все стремятся: «шляхтичами» все хотят быть. Это «благородными» значит, украинское слово «шляхетнисть» позаимствовано из польского языка. Казаки ненавидели шляхтичей, а подражали им: вот и Андрий потянулся за европейской культурой к «шляхетной дивчине», надоели ему свои казаки неграмотные …
За что же тогда его так Тарас Бульба?..
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв
перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,
отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его
и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или
братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.