Всю свою педагогическую деятельность я «сеяла разумное, доброе, вечное», излагала прописные книжные истины с таким усердием, что и сама пропиталась книжностью, как моль нафталином. Собственных мыслей о жизни, в общем-то, и нет. Хотя уточню: не было.
Во-первых, откуда ее можно было узнать, эту жизнь, если она вся проходила за книгами в школе, потом в техникуме, потом в университете, потом на всю жизнь в школе. И свободное время тоже было занято чтением книг. А чем же еще? Не пустой же тратой времени! Достойным занятием!
Во-вторых, считала, что Пушкин все обо всем сказал. «Читайте Пушкина – и найдете ответы на все жизненные вопросы!» - этому учила детей. Хорошо, что они не очень-то придерживались моих советов. Жизнь всегда вносит свои коррективы.
По поводу решения любого жизненного вопроса в голове появлялись цитаты классиков. Только их мнение мне было дорого, только к ним прислушивалась и их ценила. Жила по строгим правилам, стало быть, «правильно».
В-третьих, думала, что литература – это и есть сама жизнь. Чем скучные ровесники в реальной жизни, лучше романтические герои в книгах. Считала, что серые будни обыденной жизни можно украсить, наполнив их книжными друзьями и событиями. От мира с его несовершенством ушла в мир книжный, идеальный, созданный собственным воображением. Сейчас бы сказали: жила в виртуальном мире.
Потом оглянулась вокруг: так никто не живет. Я одна. В мире давно другие правила. А классиков знают только учителя. И то не все. Кому сейчас вообще нужна литература? Разве как средство развлечения… И учителям, чтобы они зарплату получали.
Решила посмотреть на мир другими глазами, или с другой стороны. Методом от противного. «НАОБОРОТ».