В 1974 году картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503 г.) выставлялась в Москве в Пушкинском музее. Люди стояли день, ночь, под дождём по 7-8 часов ради того,
чтобы увидеть улыбку Джоконды, взглянуть на гения творенье. 10-15 секунд выделялось на созерцание шедевра (77х53см), дольше нельзя было задерживаться у картины, чтобы живой поток не останавливался.
Здесь встретились наш и минувший век,
Здесь всматриваются они друг другу в лица.
И сердцем постигает человек,
Что это чудо в каждом повторится.
Загадка гения и мастера завет -
Вглядись в себя, в свой на века портрет.
*
Самое время сейчас перечитать рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка».
— Говорят, она улыбается,- сказал мальчик.
— Ага, улыбается,- ответил Григсби.
<…>
— Говорят, ей четыреста лет.
— Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.
- Две тысячи шестьдесят первый!
-Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трехтысячный! Или пятитысячный! Почем мы можем знать? Сколько времени одна сплошная катавасия была… И достались нам только рожки да ножки.
<…>
- А зачем мы все тут собрались?- спросил, подумав, Том.-Почему мы должны плевать?
Тригсби и не взглянул на него, он смотрел на солнце, соображая, который час.
— Э, Том, причин уйма! - он рассеянно протянул руку к карману, которого уже давно не было, за несуществующей сигаретой. Том видел это движение миллион раз. - Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого состояния? Города — груды развалин, дороги от бомбежек — словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся,радиоактивные… Вот и скажи, Том, что это, если не последняя подлость?