Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

12
фев
2013

Урок-игра в 5 классе. Русский язык. Лексика

Урок-игра в 5 классе. Русский язык. Лексика.
Перед вами на фото – игровое поле.
Кубик подскажет количество ходов вперёд. Каждая новая позиция остаётся за игроком только в том случае, если он правильно ответил на вопрос.
Вопросы к игре на уроке русского языка в 5 классе по теме «Лексика»:
1. Сколько раз издавался «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова?
(16 раз)
( Не могу промолчать: шестнадцать раз словарь издавался с 1949 года по 1984год… С 1984 года – ни разу…
Даты – красиво говорящие молчаливые свидетели – наводят на печальные мысли о том, что уже через 4 года после самой страшной в истории человечества войны в стране с разорёнными, разрушенными и сожжёнными городами и сёлами нашлись возможность и желание заняться словарями русского языка…
А вот после 1984 года – ни одного издания… Сейчас нет такой возможности и желания?.. )
2. Раздел науки о языке, изучающий лексику? (лексикология)
3. Сколько томов включает самый большой толковый словарь? (17)

4. Слово, имеющее несколько лексических значений: два и более - это…
(многозначное слово).
5. Словарный запас одного человека – это … (лексикон).
6. Слова, вышедшие из активного употребления - … (устаревшие).
7. Слова, которые пришли к нам из других языков, - (заимствованные).
8. Что такое лексика? (словарный состав языка)
9. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения? (синонимы)
10..К какому из словарей нужно обратиться, чтобы узнать, как правильно пишется слово:
А) к фразеологическому словарю;
Б) к орфографическому словарю;
В) к словарю синонимов русского языка. (ответ: Б)

11. Приведи примеры слов однозначных и многозначных. (кисть – многозначное, небо – однозначное)

12. Привести пример пословицы с использованием антонимов (ученье – свет, а неученье – тьма)
12. Придумать синоним слову: красный ( алый, багровый)
13. Придумать синоним слову: родина (отечество, отчизна)
14. Придумать синоним слову: метель (пурга, буран, вьюга)
15. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними предложения.
Адресат – адресант.
16. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними предложения:
компания – кампания.
17. Составьте для грамматико-орфографического словаря словарную статью:
СТРАНА
18. Составьте для грамматико-орфографического словаря словарную статью:
Школа
19. Приведите пример омонима (лук – растение, лук – вид оружия)
20. Как бы ты объяснил понятие «лексическое значение слова»? (это смысл слова, что оно обозначает).
21. Какие виды словарей вы можете назвать? (орфографический, толковый, фразеологический, грамматико-орфографический, орфоэпический. Назвать не менее трёх).
22. Какое словосочетание имеет переносное значение: чёрствый человек – чёрствый хлеб. Поясните. (чёрствый человек – переносный смысл).
23. Синонимы. Докажите на примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. (например: бежать, нестись, мчаться, лететь)
24. Антонимы. Что это такое? (слова с противоположным лексическим значением)
25. Омонимы. Что это такое? (одинаковы по написанию и по звучанию слова, но разные по лексическому значению).
26. Из данной группы слов подберите синонимы к слову «невежливый»:
Невежливый, невежественный, неучёный, резкий, малообразованный, тёмный, неучтивый, безграмотный, грубый.
27. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов:
Свежий хлеб –
Свежий журнал –
Свежий ветер –
28. Запиши в виде словарной статьи значение слова «тираж».
29. Прочти толкование лексического значения слова. Запиши слово, которое соответствует этому лексическому значению:
разговор между двумя или несколькими лицами; (диалог)
30. Прочти толкование лексического значения слова. Запиши слово, которое соответствует этому лексическому значению:
точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста; (цитата)
31. Прочти толкование лексического значения слова. Запиши слово, которое соответствует этому лексическому значению:
группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках; (жюри)
32. Прочти толкование лексического значения слова. Запиши слово, которое соответствует этому лексическому значению:
плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника; (айсберг).
33. Десертное блюдо, приготовляемое из фруктово-ягодных соков, сахара с помощью желатина? (желе)
34. Слово коса – это многозначное слово или омоним? (омоним)
35. Ответьте на вопрос: какой корень не находится в земле? (корень зуба, корень слова)
36. Из букв слова «контрабас» составить за минуту не менее 10 слов: (кот, собака, трон, краб, таран, работа, нота, кора, крот, тон)
37. Слова, употребляемые жителями одной и той же местности? (диалектные)
38. Название тематической группы слов: кот, собака, корова, свинья – (домашние животные)
39. Слова тематической группы «цветы»: (розы, ромашки, ландыши)
40. Назовите тематическую группу слов: вишня, малина, крыжовник – (ягоды)
41. Какую шляпку нельзя надеть на голову? (от гриба)
42. В прямом или переносном значении используется слово «холодный» в словосочетании «холодный взгляд»?
43. Приведите пример словосочетания, в котором слово «горячий» будет использоваться в прямом смысле (горячий чай).
44. Приведите пример словосочетания, в котором слово «идёт» будет использовано в переносном значении. (время идёт, часы идут)
45. Определите значение омонимов
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
46. Какое слово является многозначным:
а) солнце;
б) кисть;
в) человек.
47. Синонимы - это:
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.
б) слова, обозначающие одно и то же.
в) слова с противоположным лексическим значением.
48. Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остаётся неизменным, постоянным? Ответ аргументируйте.
49. Сколько слов в Академическом словаре русского языка? (120.000)
50. Пакет адресован для вручения
Словам, близким по значению.
Только вот забыла я,
Как их зовут, мои друзья!
(Синонимы)
51. Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (антонимы)
52. Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
(Омонимы)
Игру подготовили и провели ученицы 5 класса Борисова Елена и Волкова Анастасия.


Комментарии
Лена и Настя - молодчаги! :) Мне, как любителю интеллектуальных игрушек, очень понравилось то, что сохранён весь, скажем так, формат настольной игры: наш любимый друг Кубик, красивый красочный дизайн, "перескакивания" через несколько клеточек сразу, ну и, разумеется, классные вопросы. А ведь подобрать более полусотни интересных тематических вопросов очень непросто, поверьте моему опыту. :) Супер!
Опубликовано сб, 02/16/2013 - 22:10 пользователем Kdenv16
"А ведь подобрать более полусотни интересных тематических вопросов очень непросто, поверьте моему опыту. :)" Верю любителю интеллектуальных игр! Не только любителю, но и постоянному победителю! Спасибо за содержательные комментарии!
Опубликовано вс, 02/17/2013 - 12:53 пользователем madama
особенно про словарь ожегова... к чему эта абсолютно пустая информация о том сколько раз издавался... вот так и заполняют детям мозги в школе подобной пустотой. Не удивительно что после школы не знают куда идти и чем заняться... Учат мозаичному, бесструктурному мировоззрению....люди теряются в жизни, не знают куда жить... - школа не дает настоящих знаний. Такова школьная программа и учителя не в состоянии дать настоящих знаний, так как сами заражены пустой информацией, которую принято называть "знаниями"
Опубликовано ср, 04/27/2016 - 17:56 пользователем Гость (не проверено)
Вы придираетесь к мелочам.
Опубликовано ср, 04/27/2016 - 22:41 пользователем madama
Добавить комментарий