Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

08
ноя
2021

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

 Учебный предмет - литература. 9 класс. После изучения повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" учащимся можно предложить интересную тему для написания итоговой работы: дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера - "В каких произведениях русских писателей рассматривается вопрос о возможности и невозможности счастья в любви и в чём созвучны поиски ответа?".

Данный вид работы, согласно методическим рекомендациям,

требует небольшого объёма (но не менее 70 слов). Как можно дать развёрнутый ответ, к тому же на проблемный вопрос (т.е. требующий исследования), да ещё сопоставительного характера ( т.е. с аргументами и примерами не менее чем из 3-х произведений) в небольшом объёме не менее 70 слов? На этот вопрос ответить не могу. Это придумали методисты-чиновники и прислали в школу оттуда, из поднебесья.

План РОСХ  - традиционный для сочинения-рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Доказательства в данном случае займут не менее 3-х абзацев с примерами сопоставляемых произведений.

Итак, как писать развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера? Читайте примерный ответ на вопрос :

В каких произведениях русских писателей рассматривается вопрос о возможности и невозможности счастья в любви и в чём созвучны поиски ответа?

       Тема возможности и невозможности счастья в любви – одна из главных в русской литературе, так как любовь в жизни человека играет важную роль. В своих произведениях писатели стремились показать, какой бывает любовь, почему счастье и несчастье в любви шагают по жизни рядом. От чего же зависит возможность и невозможность счастья в любви? Рассмотрим на примерах произведений русских писателей.

       В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» показана трагичная любовь. Отношениям влюблённых мешает социальное неравенство ( Лиза – простая бедная крестьянка, Эраст – дворянин).  Не только принадлежность к разным сословиям стала причиной невозможности счастья в любви, но и проблема морали, которая является главной в этом произведении. Эгоизм, чёрствость, расчётливость, безответственность – этих моральных качеств Эраста оказалось достаточно, чтобы убить человека, не применяя нож или яд. Бедная Лиза, воплощение чистоты (налила Эрасту молока «из чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком», в стакан, «вытертый белым полотенцем»), не смогла пережить предательство.  Отношения неравных по сословию и по моральным качествам влюбленных приводят к невозможности счастья в любви.

     В рассказе И. А. Бунина «Кавказ» герои принадлежат к одному дворянскому сословию, имеют равное имущественное положение, прекрасно воспитаны и образованны, то есть у них имеются все предпосылки для возможного счастья и взаимопонимания. Но, с моральной токи зрения автора, герои рассказа не могут быть счастливы, так как нравственный груз измены повсюду преследует их во время совместной поездки на Кавказ. Смерть обманутого мужа («Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов») окончательно убеждает нас в том, что эту любовь нельзя назвать счастливой.

Образец возможности счастья в любви, добрых взаимоотношений, выдержавших все испытания судьбы, мы найдём в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Любви Маши Мироновой и Петра Гринёва не помешали ни исторические события той эпохи (восстание под предводительством Емельяна Пугачёва), ни бедное имущественное положение Маши («Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое?»). Высокие моральные качества героев («Береги платье снову, а честь смолоду») и способность любить по-настоящему привели влюблённых к семейному счастью.

Таким образом, мы видим, что решение вопроса о возможности и невозможности счастья в любви зависит от многих обстоятельств. Только основанная на обоюдном понимании, терпении и мудрости любовь способна принести счастье. В классической литературе больше примеров разбитых сердец и любовных страданий, чем образцов счастливой прочной любви. Великая русская литература не даёт и не может дать нам рецепт счастья, но она ведёт нас в правильном направлении : учит думать, искать, совершенствоваться, отвечать за свои поступки, отличать мнимые ценности от истинных. Литературные примеры  счастливой и несчастной любви – это дорожные указатели на нашем жизненном пути.


Добавить комментарий