Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

08
мар
2020

Проблемы преподавания литературы в 11 классе

Программа по литературе для 11 класса перегружена художественными произведениями. В результате читаем мы поспешно, невнимательно, потому что времени на подробное, внимательное изучение произведений нет.

Программа требует  умения расчленять произведения,  отделять описание природы от характеристики героев, обращать внимание на речь героев,  как они говорят : монологами, или диалогами, или они перебрасываются фразами, определять, как связан разговор какого-нибудь героя с его характером. На уроках литературы требуется рассмотреть,  где завязка произведения, с чего начинается история, развитие которой представляет ту пружину, которая приводит в движение весь роман, есть ли вставные истории и как сделана развязка. Вся эта исследовательская работа над любым  произведением очень важна.

А когда этим заниматься на уроке, если вчера мы проходили «Гранатовый браслет» Куприна, а завтра уже – Горький, «Старуха Изергиль», «На дне» и т.д.

Ситуация с изучением литературы напоминает движение поезда, в котором едут пассажиры и наблюдают из окна быстро меняющиеся картины. Смогут ли пассажиры узнать что-нибудь о жизни той страны, которую они только что проехали и увидели из вагонного окна? Мелькают портреты писателей, герои произведений с такой скоростью, что иногда даже не успеваешь прочесть  название «станции». Всё – уже проехали, или в нашем случае – «прошли».

Может, лучше меньше, да лучше? Может, стоит взять в руки книгу и неторопливо всё разобрать, разложить по полочкам, да и просто прочесть?
 

И у того же Куприна не брать 3 произведения: «Олесю», «Поединок» и «Гранатовый браслет» (2 часа по программе), а уделить хотя бы 2 часа какому-то одному из них, хотя и 2 часа – это мало для подробного анализа произведения.

 

Тема революции: 3 часа обзорных тем. Может, мы лучше ознакомимся с главами из одной книги, чем проскачем галопом по Европе? Прочтём, например, Н. Островского «Как закалялась сталь».  Или Фурманова «Чапаев».

Так ли уж необходим в школьной программе роман Платонова «Котлован»?  Он сложен для восприятия, огромен по объёму. На него отведено всего 2 часа – это почти что ничего.

Как можно изучить роман Толстого «Пётр первый» за три часа? Опять из окна вагона? И Пришвина за один урок сразу после этого? И «Доктора Живаго» Пастернака за два часа пройти?

ТЕМА «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 1950 — 1990-е ГОДЫ» - сплошные обзорные лекции: 4 часа. Это обязательно? Может, лучше остановиться на подробном изучении одного произведения?

Вампилов «Утиная охота» - можно сократить, потому что психологическую раздвоенность характера героя учащиеся вряд ли поймут за неимением жизненного опыта и незнанием проблем того времени.

Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» - почему его включили в школьную программу?

Кафка, Камю – по 1 часу, Хемингуэй «Старик и море» - тоже 1 час. Может, лучше пусть школьники прочтут полностью одно из этих трёх произведений -  «Старик и море»? Насладятся пейзажами, философскими рассуждениями, обогатятся жизненным опытом на примере жизни старика.  А что даст им Кафка с его «Превращением»? Ведь школа – это не филологический факультет университета.

В общем, моё предложение: сократить количество изучаемых произведений, а освободившиеся часы перевести в качество: глубокое и детальное изучение наиболее значимых произведений литературы.

 


Комментарии
Здравствуйте! Исправьте, пожалуйста, ошибку: "Гранатовый браслет", "Поединок", "Олесю" написал А.И.Куприн, а не И.А.Бунин.
Опубликовано вс, 03/08/2020 - 21:34 пользователем Ольга (не проверено)
Большое спасибо! Работала с "Примерной программой среднего общего образования. Литература. 10-11 классы", рекомендованной научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 4 от 16.08.2019 г.) при написании заметки и в какой-то момент отвлеклась и допустила досадную опечатку. Ещё раз спасибо, что указали на ошибку!
Опубликовано пн, 03/09/2020 - 08:10 пользователем madama
Добавить комментарий