Мой бывший ученик, Саша Т., лет 20 назад закончил школу, неожиданно прислал мне весточку из Петербурга. Пишет:
- Вот такой памятник установили Блоку. Петербуржцы говорят: «Позорище!».
И фото прилагается. Там внизу даже подписано: 03.02.2023. И время, когда снято: 11.23.
Петербуржцы – интеллигентные люди. Раз они так оценили данное творение, значит так оно и есть.
Но для меня сейчас важней другое. Мне приятно, что мой ученик при взгляде на памятник Блоку сразу вспомнил меня, свою учительницу литературы. Это дорогого стоит.
*
Ситуация напоминает импрессионизм А.А. Фета:
Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший -
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!
*
В чём заключается импрессионизм?
Это впечатление. Фет стремится зафиксировать в стихах впечатления от мига жизни (не реальность).
Лирический герой Фета увидел вдали облако пыли на дороге. Кто это: пеший или конный? Через мгновение разглядел всадника, скачущего на коне. И сразу неожиданный переход: друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне! Казалось бы, причём здесь друг? Почему такой неожиданный переход от реально увиденной картины (всадника) в полёт мечты до далёкого, воображаемого в мыслях, друга?
Потому что между второй и третьей строчкой Фет предоставляет нам простор для фантазий ассоциативного ряда, для собственных размышлений.
Ассоциативный ряд может заканчиваться неожиданным заключением. Например, яблоко. Ассоциация: это фрукт, тогда можно продолжить ассоциативный ряд: фрукт - груша. Кто-то подумает: груша - боксёрская груша, это спорт. Самый популярный вид спорта - фигурное катание.
Получился ассоциативный ряд: яблоко-груша-спорт - фигурное катание. Теперь уберём 2 и 3 слово из нашего ряда. Получится яблоко - фигурное катание. Недоразумение сплошное: какое отношение к яблоку имеет фигурное катание? Вот и в стихотворении Фета получается то же самое из ассциативного ряда: всадник скачет - помнит ли обо мне мой друг?
Что же скрывается между 2 и 3 строчками? Попробуем восстановить. Куда можно так спешить, что пыль встаёт облаком? Только к человеку, который тебе очень дорог. К любимой. Что с ней случилось? Или она уехала, а он пытается догнать? И у меня есть друг (любимая). Помнит ли она меня? Думает ли обо мне? Волнение нарастает от нахлынувших воспоминаний. И - крик души: "Вспомни обо мне!".
Гениальный Фет! Изумлению нет конца, ум отказывается поверить, что наш поэт в нескольких строчках может так много сказать! Н.А. Некрасов сказал о творческой силе Фета проникновенные слова: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет…».
В школе на изучение творчества Фета отведён один урок...