Поэзия пушкинской эпохи. Н.М. Языков, Е. А. Баратынский,
К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг.
Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.
Н. М. Языков и Е. А. Баратынский, будучи ненамного моложе Пушкина, позже выдвинулись в литературе. Они подавали блестящие надежды, когда Пушкин был уже на вершине славы и горячо приветствовал «младших» собратьев. Оба относились к Пушкину восторженно и в то же время ревниво. Оба, пройдя через годы дружбы с ним, все больше от него отдалялись. В 1830-х годах наступило отчуждение — личное и творческое.
Понятие «поэты пушкинской поры» не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.
Евгений Баратынский.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Краткий анализ стихотворения :
История создания – стихотворение написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления.
Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.
Композиция – мысль в стихотворении развивается последовательно.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёхстопный и четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/baratynskiy/vesna-vesna-kak-...
*
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
*
Разуверение
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
*
Константин Батюшков.
Пробуждение
Зефир последний свеял сон
С ресниц, окованных мечтами,
Но я — не к счастью пробужден
Зефира тихими крылами.
Ни сладость розовых лучей
Предтечи утреннего Феба,
Ни кроткий блеск лазури неба,
Ни запах, веющий с полей,
Ни быстрый лёт коня ретива
По скату бархатных лугов,
И гончих лай, и звон рогов
Вокруг пустынного залива —
Ничто души не веселит,
Души, встревоженной мечтами,
И гордый ум не победит
Любви — холодными словами.
Анализ стихотворения «Пробуждение» Батюшкова.
В 1815 году «Пробуждение» стало примером лирического мастерства Константина Николаевича Батюшкова. В произведении указана связь сновидений и реальной жизни.
История создания
Батюшков был поэтом, который нашёл свой стиль в русской литературе. Однако он очень любил сонеты Петрарки, на которых учился поэтическому мастерству. Вдохновившись творчеством Петрарки, Батюшков написал стихотворение «Пробуждение». Некоторые люди считают, что красота просыпающейся юной девушки – это то, что вдохновило поэта на создание шедевра. Однако это лишь предположение.
Тема
Стихотворной темой является соотнесение яви и снов. Поэт красиво описал состояние пробуждения. В нём можно находить счастье в том, чтобы видеть утро. Но сам факт пробуждения может быть слаще, чем весь день. Всё зависит от людей.
Композиция
По линейным законам развивается композиция. Она проста, но наполнена образностью, которая помогает читателям почувствовать то настроение, что передавал строками автор.
Жанр
Произведение относится к лирическим стихотворениям. Этот жанр был любим К.Н. Батюшковым.
Средства выразительности
Творчеству Константина Николаевича присуща метафоричность. В «Пробуждении» есть инверсия «зефир последний», имеются однородные члены предложения.
Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал
Эпитеты
Тихие крыла, гордый ум, бархатные луга – эпитеты. Их много в стихотворении. Обозначены лишь некоторые описания.
Олицетворения
Поэт не использовал олицетворения. Однако в тексте много других средств выразительности.
Метафоры
Крыла зефира, сладость лучей, окованные мечтами – метафоры.
*
Разлука
Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал:
«Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
Клянуся честью и усами
Любви не изменить!
Любви непобедима сила!
Она мой верный щит в войне;
Булат в руке, а в сердце Лила,-
Чего страшиться мне?
Не плачь, красавица! Слезами
Кручине злой не пособить!
А если изменю… усами
Клянусь, наказан быть!
Тогда мой верный конь споткнися,
Летя во вражий стан стрелой,
Уздечка браная порвися
И стремя под ногой!
Пускай булат в руке с размаха
Изломится, как прут гнилой,
И я, бледнея весь от страха,
Явлюсь перед тобой!»
Но верный конь не спотыкался
Под нашим всадником лихим;
Булат в боях не изломался,-
И честь гусара с ним!
А он забыл любовь и слезы
Своей пастушки дорогой
И рвал в чужбине счастья розы
С красавицей другой.
Но что же сделала пастушка?
Другому сердце отдала.
Любовь красавицам — игрушка,
А клятвы их — слова!
Всё здесь, друзья! изменой дышит,
Теперь нет верности нигде!
Амур, смеясь, все клятвы пишет
Стрелою на воде.
*
Антон Дельвиг.
Сонет о любви
Я плыл один с прекрасною в гондоле,
Я не сводил с нее моих очей;
Я говорил в раздумье сладком с ней
Лишь о любви, лишь о моей неволе.
Брега цвели, пестрело жатвой поле,
С лугов бежал лепечущий ручей,
Все нежилось.- Почто ж в душе моей
Не радости, унынья было боле?
Что мне шептал ревнивый сердца глас?
Чего еще душе моей страшиться?
Иль всем моим надеждам не свершиться?
Иль и любовь польстила мне на час?
И мой удел, не осушая глаз,
Как сей поток, с роптанием сокрыться?
*
Романс (Прекрасный день)
Прекрасный день, счастливый день:
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень —
Светлеет сердце вновь.
Проснитесь, рощи и поля;
Пусть жизнью все кипит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
Что, вьешься, ласточка, к окну,
Что, вольная, поешь?
Иль ты щебечешь про весну
И с ней любовь зовешь?
Но не ко мне,- и без тебя
В певце любовь горит:
Она моя, она моя!
Мне сердце говорит.
1. Автор и название стихотворения. История создания
Стихотворение «Романс» написано Антоном Антоновичем Дельвигом. Год его написания точно не известен, но оно относится к периоду, когда поэт создавал произведения, наполненные романтическим духом и нежными чувствами. «Романс» отражает характерную для Дельвига эмоциональную насыщенность и естественную красоту природы.
2. Жанр
Жанр стихотворения — романс, так как произведение проникнуто личными переживаниями и чувствами героя, которые переданы в песенной форме, соответствующей легкости и напевности текста. «Романс» можно представить в виде музыкального исполнения, что делает его очень близким к жанру романтической песни.
3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — любовь и радость весны. Лирический герой — поэт, охваченный счастьем от любви, которая окрыляет его и наполняет мир вокруг жизнью и светом. Стихотворение посвящено переживанию влюбленности, отражающейся в природных образах — солнце, рощах, полях и пении ласточки.
5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение состоит из двух частей:
Первая часть описывает пробуждение природы, сопровождающее радость и ощущение счастья героя.
Вторая часть сосредоточена на образе ласточки, символизирующей весну и любовь, хотя герой утверждает, что в его сердце уже горит любовь.
Метафоры: «светлеет сердце», «жизнью всё кипит», которые передают бурное пробуждение природы.
Олицетворение: «Проснитесь, рощи и поля», создавая ощущение живого мира, охваченного радостью весны.
Повтор: «Она моя, она моя!» — усиливает эмоциональное состояние героя и его чувство уверенности в любви.
6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придаёт ему лёгкость и музыкальность, типичную для жанра романса. Рифма перекрестная, создающая ощущение гармонии и завершённости.
7. Идея стихотворения
Основная мысль произведения — ощущение счастья и полноты жизни благодаря любви. Автор передает, что настоящая любовь наполняет человека светом и радостью, которая окружает его повсюду, подобно весеннему пробуждению природы.
8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение оставляет ощущение легкости, чистоты и радости. Оно наполняет чувством пробуждения природы и светлых надежд, вызывая ощущение счастья и внутреннего света, которые придает любовь.
*
Николай Языков
Родина
Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Твоя живая тишина,
Твои лихие непогоды,
Твои леса, твои луга,
И Волги пышные брега,
И Волги радостные воды —
Всё мило мне, как жар стихов,
Как жажда пламенная славы,
Как шум прибережной дубравы
И разыгравшихся валов.
Всегда люблю я, вечно живы
На крепкой памяти моей
Предметы юношеских дней
И сердца первые порывы;
Когда волшебница-мечта
Красноречивые места
Мне оживляет и рисует,
Она свежа, она чиста,
Она блестит, она ликует.
Но там, где русская природа,
Как наших дедов времена,
И величава, и грозна,
И благодатна, как свобода, —
Там вяло дни мои лились,
Там не внимают вдохновенью,
И люди мирно обреклись
Непринужденному забвенью.
Целуй меня, моя Лилета,
Целуй, целуй! Опять с тобой
Восторги вольного поэта,
И сила страсти молодой,
И голос лиры вдохновенной!
Покинув край непросвещенный,
Душой высокое любя,
Опять тобой воспламененный,
Я стану петь и шум военный,
И меченосцев, и тебя!
1825 г.
К не нашим (О вы, которые хотите)
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас — он Божий глас, —
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша —
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
1844 г.