Задание в упражнении по русскому языку: придумать предложение с прямой речью.
Ученик написал:
- Библиотекарь сказал мальчику: «Выясни с помощью словаря значение слова параллелепипед».
Ученик допустил в одном слове три ошибки. Ситуация «комичного» основана на несоответствии реального результата с прогнозируемым: библиотекарь же просил «выяснить значение слова с помощью словаря».
На фото - работа «среднестатистического» твёрдого троечника… Кстати, потрясённая написанием слова «параллелепипед», я упустила из виду такую «мелочь», как пропущенная буква «и» в слове «мальчику».
Теперь о новых критериях оценивания работ.
В образовательной системе Донецкой Народной Республики принята к использованию пятибалльная система оценки знаний учащихся, которая была определена едиными государственными программами еще в советской школе.
Оценка «5» или «4» теперь ставится за 1-2 ошибки, на оценку «3» допускается максимум 6 ошибок…
Для сравнения: по старым нормам оценивания ученик получал «7» баллов (т.е оценку «4») за 6 ошибок. Как видим, нормы ужесточились… Теперь за 7 ошибок нужно ставить оценку «2», а раньше это была твёрдая тройка, даже с «плюсом»…
В условиях билингвизма на Украине (двуязычия) данные критерии оценивания заведомо невыполнимы. Учащиеся часто путают написание слов, потому что в украинском языке, например, нет непроизносимых согласных в корне слова: в русском пишется «честный», в украинском – «чесний». Безударные гласные в корне слова - тоже проблема: в русском – «богатырь», в украинском – «багатир» и т.д.
И как мне теперь прикажете оценивать работы учеников? Ведь не секрет, что написать сочинение, диктант, изложение без ошибок – задача трудновыполнимая даже для взрослых с высшим образованием. Вы загляните в социальные сети, посмотрите, насколько «грамотно» пишутся комментарии, и вам сразу станет понятна моя тревога: что ставить ученикам?
По новым нормам оценка «5» и «4» теперь будет на вес золота, оценку «3» получат счастливчики, а «2» станет стандартом.
Что-то мне припоминается такое…
«Вы же знаете, что двойки мы не ставим на экзаменах?» - предупредила меня директор школы, когда я, в то время начинающий учитель, в качестве ассистента проверяла экзаменационные работы по русскому языку. Мне дали несколько ученических ручек с разными оттенками синей пасты, чтобы подбирать цвета для каждой работы, и заставили заниматься «благородным делом»: фальсификацией, т.е. собственноручно исправлять ошибки, подделывать работы для выставления удовлетворительных оценок.
Всё возвращается на круги своя?
Трудно усидеть на двух стульях : и оценки хорошие поставить, и критерии оценивания соблюсти… Невозможно.
И опять учитель - тот самый стрелочник, который во всём будет виноват.