Воспоминания о жизни в дворянской усадьбе у Бунина пахнут антоновскими яблоками, а у Шмелёва – священным запахом Великого Поста : «Я и теперь его слышу, из дали лет».
В первый день Великого поста «выкуривали Масленицу» из дома : в медный таз клали горячий кирпич и мяту, сверху всё это поливали уксусом. Поднимался кислый пар, священный, который выгонял масленицу со двора.
«Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост», - пишет Шмелёв в своих воспоминаниях ( «Лето Господне»).
Чтобы от Масленицы даже и духу не было, остатки праздничной еды отдавали бедным, «даже заливную осетрину отдали вчера на кухню».
Первый понедельник после Масленицы назывался «чистый» : принято было сходить в баньку, надеть чистое бельё, но обязательно старое, новое во время Поста носить народная мораль запрещала. Скромность должна быть во всём, не только в еде, да и саму пищу принимали из старых, «расхожих» тарелок.
В домах прибирали до праздника ковры, снимали шторы, чтобы «по-бедному» было.
Люди готовились к «новой жизни», очищали душу от всех грехов.
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни.. по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется — постный благовест».
Что ели во время Поста?
«Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки,"кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а…великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри»…