Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

08
мар
2019

Музыка в Советском Союзе была крупнейшим государственным делом

В Донецком оперном театре оперы и балета прошёл замечательный концерт, посвящённый 8 Марта. Сначала под звуки симфонического оркестра исполнялись песни и танцы из классических оперетт, а затем – популярные песни советской эпохи. Ну, не современную же эстраду тащить на сцену оперного театра… Всё лучшее осталось в прошлом.

Все ненавидящие  Советский Союз осуждают сталинские репрессии, засилье цензуры в искусстве и обвиняют прошлое СССР во всех грехах.

 

 

Но как же так получается, что лучшие фильмы, книги, песни были написаны при диктаторской цензуре, а сейчас, когда свобода и никакой цензуры нет, ничего значимого в искусстве не появилось? Где тома книг, написанных в ящик? Кто-нибудь их видел, читал? Тогда покажите!

 Интересные доводы в защиту Советского Союза приводит Захар Прилепин. В авторской программе «Уроки русского» он рассказывает о композиторах «из народа».  

Потомки русских крестьян сочинили великие песни. Почему это стало возможным? Потому что в Советском Союзе всегда придавалось большое значение развитию музыкального образования, даже в послевоенные годы, когда было не до музыки.

Захар Прилепин рассказывает с сарказмом:

«Ну а чем ещё заниматься в стране, где потери в хозяйстве аномальны, которой срочно нужно создать атомную бомбу, а то разнесут десятки городов за одни сутки в прах? Где сотни заводов разрушены и километры дорог покалечены. Правильно! Музыке учить молодых людей. Зверское советское государство, как нам говорят иногда, ненавидело русский народ».

Из этой «ненависти» родились песни композиторов:

В.П.Соловьёв-Седой (сын дворника и горничной) - «Прощай, любимый город, уходим завтра в море…», «Подмосковные вечера».

Б.А. Мокроусов (сын простого железнодорожника, мать – домохозяйка) – «Весна на Заречной улице», «Заветный камень».

А.Г Новиков (из семьи кузнеца, мать – домохозяйка). «Эх, дороги, пыль да туман…», «Смуглянка», «Звёздам навстречу открыто окошко…», «Песню мира запевает молодёжь».

Т.Н. Хренников (был десятым ребёнком в семье, отец – приказчик, мать – домохозяйка) – «Марш артиллеристов», «Давным-давно» из «Гусарской баллады», «Московские окна», руководитель советской музыки, дожил до перестройки и её не принял, сказал, что считает Горбачёва предателем.

«В СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующих умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей, по тем временам колоссальная сумма.  Мы создавали дома творчества, мы давали бесплатные квартиры, мы строили дома. Мы строили!» (Т.Н. Хренников).

«Так было. А как сейчас? Это уж вы сами решайте, - рассуждает Захар Прилепин. -  Музыке учат и сегодня. Но где наши профессиональные композиторы? Чем они занимаются? Как кормятся, на что живут, кто им даёт квартиры?

Музыка в смысле государственном у нас не обладает тем статусом, что в Древней Греции. А каким обладает? Я тоже не знаю, надо слово какое-то подобрать, особенное. Нечто среднее между кабаком и привозом. Попробуйте сами подобрать это слово.

И прорываются ли во всенародные композиторы ныне мальчишки из нижегородских, липецких, рязанских и курских деревень - тоже не мне судить. Если же вы в курсе, то подскажите!»

От себя добавлю: и прорываются ли ныне в космос ярославские ткачихи, простые девушки из многодетных семей? Об эстраде я уже молчу: легче в космос пробиться, чем на ИХ эстраду.


Добавить комментарий