Контрольная работа
Простое осложнённое предложение
Вариант I
I уровень (5 вопросов по одному баллу)
1. В каком предложении на месте скобок необходимо поставить двоеточие? Знаки препинания не расставлены.
а) Отовсюду веяло запахом весны ( ) и от влажной земли и от набухающих почек деревьев и от невидимой за садами реки.
б) Стога сена копны дерево ( ) все виднелось особенно выпукло ярко.
в) В степи за рекой по дорогам ( ) словом везде было пусто.
г) И лес и дальние деревни и трава ( ) все облеклось в безразличный какой-то зловещий цвет.
2. В каком предложении необходимо поставить тире перед обобщающим словом? Знаки препинания не расставлены.
а) Герасим ничего не слышал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды.
б) Ложки вилки миски словом все необходимое в походе было уложено в рюкзаки.
в) Эрмитаж это удивительный мир.
г) Любимые Танины рисунки к произведениям Грина лежали повсюду.
3. Укажите вариант ответа, в предложении которого допущена пунктуационная ошибка.
а) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша.
б) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал
в) Яблони, яблони вырастайте храбрыми.
г) Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан.
4. Укажите вариант ответа, в котором употреблены однородные определения. (Знаки препинания не расставлены)
а) белые голубые шары
б) старый дубовый пол
в) новая шелковая блузка
г) большой чёрный камень
5. Укажите синтаксическую функцию, которую выполняют однородные члены в предложении.
Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
а) однородные подлежащие
б) однородные дополнения
в) однородные определения
г) однородные обстоятельства
II уровень (2 балла)
6. Укажите соответствие между предложениями с однородными членами и их синтаксической функцией.
1) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
2) Сказка нужна не только детям, но и взрослым.
3) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.
4) Счастье и горе, радость и боль – всё это было.
А) подлежащее
Б) сказуемое
В) определение
Г) дополнение;
Д) обстоятельство.
III уровень (3 балла)
7. Спишите предложения, расставьте нужные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и покажите стрелочками слова, к которым они относятся. Составьте схему предложения с обобщающим словом.
Дети и взрослые шумели и смеялись по поводу и без повода. Вдруг тонкий свистящий прерывистый звук раздался в воздухе. Дом был маленький но уютный. Всё в тающей дымке холмы перелески.
IV уровень (5 баллов)
Прочитайте текст, выполните задания
(1)Земля родная. (2)Во все времена года привлекает она неповторимой красотой своей. (3)Всегда на ней легко и покойно.
(4)И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
(5)И в пору жаркого лета прекрасна она, когда можно пройтись босиком по мягкой душистой мураве, подышать ароматами подсыхающего сена и душистого донника.
(6)А в июльские дни случается удивительное: начинают ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает и гаснет над поспевающими хлебами розоватое яркое пламя. (7)Недели через две после зарниц вовсю разворачивается на русском поле жатва, и пекут каравай из зерна нового урожая, и торжественно преподносят его отличившимся комбайнерам…
(8)Тут вскоре сады поспевают, и уж другими красками, другими запахами манит нас родная земля. (9)Леса задумчиво вспыхивают золотом, изумрудно играют озими на лёгких осенних морозцах.
(10)И вот уж легла на поля первая пороша, петли заячьих следов повели к стогам, из полыньи на речке, где берут воду для бани, целый день идёт пар…
(11)Всегда хороша она, земля родная. (12)Она ведь не только плодородная нива. (13)Она — Родина наша, Отчизна.
1. Среди предложений 1-5 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
2. Среди предложений 11-13 найдите простое предложение с однородными сказуемыми, связанными интонацией перечисления. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 6-8 найдите предложение с неоднородными определениями. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений 4-8 найдите предложения, в котором союз И соединяет два простых предложения в составе сложного.
5. Среди предложений 5-8 укажите предложение, в котором есть противительный союз.
Критерии оценивания:
14, 15 баллов - "5".
11,12,13 баллов - "4"
8, 9, 10 баллов - "3"
7 баллов - "2"
Вариант II
I уровень (5 вопросов по одному баллу)
1. Укажите вариант ответа, в предложении которого употреблены однородные члены. (Знаки препинания не расставлены)
а) Между ярко-зелёными кочками молодого мха едва заметно петляла желтоватая тропинка.
б) Я обогнул рощу и сразу увидел Белогорск.
в) Вчера в степи я слышал отдалённый крик журавлей.
2. Укажите вариант ответа, в предложении которого употреблено обобщающее слово и однородные члены. (Знаки препинания не расставлены)
а) Распоряжения его всегда были просты точны отчётливы.
б) Счастье берём по праву и жарко любим и поём, как дети.
в) И радость встреч и горечь разлук мы всё испытали, товарищ и друг.
г) Был там липовый парк и леса и вековое безмятежное спокойствие
3. В каком предложении слово все является обобщающим? Знаки препинания не расставлены.
а) Почуяв запах дождя все живое в степи забилось в норы либо в густую траву.
б) Все на земле обязано своим существованием растениям ибо в полном смысле слова растения нас питают одевают греют.
в) Необозримые поля высокие горы дремучие леса все есть в нашей стране.
г) Все породы смолистых деревьев называются красным лесом.
4. Какой знак необходимо поставить на месте скобок? Знаки препинания не расставлены.
В тяжелом заплечном мешке лежали удивительные вещи () два огромных моржовых клыка гудящая раковина величиною с суповую тарелку могучий краб корень женьшеня.
а) тире;
б) двоеточие;
в) запятая;
г) нет знака.
5. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?
Унылая степь белела дымчатыми султанами ковыля (1) высохшими плешинами потрескавшихся от жары солончаков (2) струилась текучим (3) и зыбким маревом (4) и горячо дышала полуденным зноем.
а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 1, 2, 4; г) 1, 2, 3.
II уровень (2 балла)
6. Укажите соответствия между схемами однородных членов и предложениями.
1) ОС: О, О, О.
2) Ни О, ни, О, ни О – ОС
3) ОС: О и О, О и О - …
4) ОС: О, О, О и О
а) Ни дождь, ни холод, ни ветер – ничто не могло остановить юных туристов.
б) Кое-где при дороге попадается дикая ракита или молодая берёзка с клейкими листьями.
в) Белый гриб найдёшь везде: в берёзовых рощах, сосновых борах, под пушистыми лапами елей.
г) Разные виды транспорта: трамвай и троллейбус, автобус и метро – перевозят пассажиров в большом городе.
д) Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.
III уровень (3 балла)
7. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и покажите стрелочками слова, к которым они относятся. Составьте схемы предложений с обобщающим словом.
Могучий оглушительный ливень хлынул на город. Отец нёс большой кожаный чемодан. Всюду слышны голоса в поле в роще в садах. Петя и Маша наперебой заказывали то шоколадное то клубничное то карамельное мороженое.
IV уровень (5 баллов)
Прочитайте текст, выполните задания .
(1)Вся ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку.
(2)Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пёстро и таинственно рассветило лес, легло среди мрака неровными, бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковёр, мох. (3)Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.
(4)Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей.
(5)Там стоял полный, непроницаемый мрак.
(6)И только в самой середине его скользнувший неведомо откуда луч вдруг ярко озарил всё: и длинный ряд деревьев, и землю с узкой правильной дорожкой, и аллею, убранную эльфами.
(7)И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса.
1. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
2. Среди предложений 3-5 найдите простые предложения с однородными определениями, связанными интонацией перечисления. Напишите номера этих предложений.
3. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.
4. Предложение 7 является: А) простым; Б) сложным.
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
Критерии оценивания:
14, 15 баллов - "5".
11,12,13 баллов - "4"
8, 9, 10 баллов - "3"
7 баллов - "2"