Скрипка на нищенском обшарпанном подоконнике…
Воплощение настоящего искусства, способное передать все переливы человеческой души и достойное находиться в дорогом футляре с бронзовыми золочёными застёжками, в трёх покрывалах: замшевом, бархатном и шёлковом, – и вот эта божественная скрипка одиноко стоит в комнате, похожей на тюрьму. Оконная рама напоминает решётку…
Убогая обстановка комнаты оставляет гнетущее впечатление, которое обостряется мрачным видом из окна.
А что за окном? Город, огромный город - пуст, ни одной живой души кругом.
Нет деревьев, нет травы, нет птиц, даже неба, огромного синего неба с облаками, – и того не видно за каменными нагромождениями домов.
Одиночество, заключённое в тюрьму…
Когда гремят пушки, музы молчат...
Романтичная скрипка «во всей своей красоте, так пленительно похожая своим строением на фигуру нагой, совершенно сложённой женщины, с её маленькой головкой, длинной, тонкой шеей, покатыми плечиками и гармоничным переходом нежной талии в плавные мощные бёдра». Она хотела бы сыграть на струнах своей души и нежной мелодией повести за собой в прекрасную мечту, но… оказалось, что скрипка никому не нужна в суровой реальности жизни, она оставлена на окне, вид из которого демонстрирует покачнувшийся мир, готовый рухнуть.
Мир рушится, потому что в нём людям не нужна скрипка?
Так я увидела картину Петрова-Водкина «Скрипка» (1918).
Можно и по-другому посмотреть на неё: скрипач Сашка из «Гамбринуса» ушёл на фронт, а когда вернётся, со струн скрипки заплачет древняя, как земля, человеческая скорбь и подействует на людей, как Орфей, усмирявший волны…
***
Скажите мне, когда уже закончится эта война на Донбассе?