историю, географию, физику, математику, геологию, ботанику, зоологию, рисование, музыку, а также облагораживать свою душу чтением христианских писателей».
(Анри Труайя. «Александр II»)
«Истинное могущество суверена состоит не в числе его солдат, а в благоденствии его народа…» , - учил Александра его наставник - поэт В.Жуковский.
Делу - время, потехе - час:
«Занятия начинались в семь и продолжались до полудня, с одним часовым перерывом. В пять часов вечера они возобновлялись и продолжались до семи, после чего один час посвящался гимнастике и играм».
«В 1829 году одиннадцатилетнего Александра отдали в кадетскую школу, где наследник престола воспитывался вначале, как простой солдат, а затем как унтер- офицер. На парадах мальчик носил мундир подпоручика. В тринадцать лет его произвели в штабс-капитаны. Чуть позже он был назначен командиром роты Преображенского полка».
О воспитании в Институте благородных девиц
В Воспитательном обществе благородных девиц (основано в 1764) учили языкам, танцам, музыке, пению. Начиная с пяти-шести лет (позже – с девяти-десяти лет), дети воспитывались в строгой изоляции не только от дома, но и от всего окружающего мира. Стены Смольного монастыря призваны были защитить и оградить от «злонравия» реальной жизни.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
(Лермонтов. Мцыри)
Воспитанием благородных девиц занимались классные дамы. Они не имели никакой педагогической подготовки, а часто и никаких педагогических способностей.
(Как тут не вспомнить: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour Йtre outchitel, не очень понимая значения этого слова». А.С.Пушкин. Капитанская дочка»).
Единственное требование, которое предъявлялось к женщинам, претендовавшим на должность классной дамы, - не состоять в браке. Всю свою злобу и неудовлетворённость жизнью классные дамы вымещали на воспитанницах.
Казарменный режим института считался «царством порядка».
Воспитанницы зачастую голодали, страдали от холода, так как температура в классах, в спальнях, в столовой была не выше плюс 16 градусов.
Образ жизни институток тоже не способствовал здоровью: их почти не выпускали из помещений, запрещали играть в подвижные игры, практически ограждали от всяких физических упражнений.
Мрачная картина жизни воспитанниц, их «заточенье» вдруг неожиданно озаряется «лучом лицейских ясных дней» в воспоминаниях выпускниц:
- Прелестные воспоминания! Счастливые времена! Приют невинности и мира! Вы были для меня источником самых чистых наслаждений. Благоговею перед вами! Августейшая и великодушная государыня, положившая первые основания заведения, достойного тебя, прими здесь выражение столь заслуженной тобою благодарности. Память о тебе не изгладится в самые отдалённые века!
(Первая выпускница - Г.И.Ржевская. Памятные записки. В книге «Россия в мемуарах. Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц)