Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

16
сент
2012

Как раскрыть смысл рубаи?

Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

Все еще не зачислен в разряд мастеров...

Омар Хайям
Это строки тысячелетней давности, а как точно передают моё мироощущение! Самолюбие не даёт покоя, настойчиво вопрошая: «До каких пор ты будешь школяром в этой жизни?»
Вечно во всём сомневаться, искать, стремиться и… и не находить ответа… И опять сомневаться...

Быть или не быть - таков вопрос;
Что благородней духом - покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
*
Вы для себя уже решили: покоряться или бороться? "Выживание" диктует правила жизни?
*
"Быть или не быть?" - если долго думать над вопросом:
Так
всех трусами нас делает сознанье,
на яркий цвет решимости природной
ложится бледность немощная мысли,
и важные, глубокие затеи
меняют направленье и теряют
названье действий.
До каких пор будут продолжаться поиски выхода из разряда подмастерьев? Кого зачисляет жизнь в разряд мастеров?
Мой суровый учитель всё даёт свои уроки, а кто-то прекрасно и без них обходится… И ничего, что "Ахметову" не читал...

С иллюзиями всё равно не расстаюсь. Надежда – это победа над жизненным опытом? Надежда на то, что
Настанет день и час пробьёт,
Когда уму и чести
На всей земле придёт черёд
Стоять на первом месте!
Знать бы, что всё не напрасно… Хотелось бы вкусить плода от этого учения. И увидеть своими глазами торжество справедливости. Ну, хотя бы не торжество, а так, хоть проблески. («Дети, справедливости нет на свете», - так у нас одна учительница отвечает ученикам на вопросы « почему?»)

Сейчас уже в восьмом классе на уроках литературы изучается творчество Омара Хайяма. Рановато, наверное...
Учащиеся получают задание: раскрыть смысл рубаи. Задание не из лёгких, конечно, если к нему подойти серьёзно, с немецкой классической аккуратностью (что, уже и помечтать нельзя, что ли?), если хорошо подумать и постараться. Если же делать всё привычным способом, можно тяп-ляп смастерить за пять минут и закричать на весь класс: "Я уже написал!" Что часто и бывает на уроках…
Уроки, уроки, уроки…
Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

Все еще не зачислен в разряд мастеров...
*

А как вы раскрыли бы смысл этого рубаи?


Добавить комментарий