«20 лет независимости», или Энергия отрицания «совка» окончательно выдохлась.
Надоело уже всё антисоветское, что мы видим сейчас по телевизору. Сколько можно! 20 лет показывают нам «страшную правду» о коммунистическом режиме. Вот к выборам в России подогнали телесериал «Фурцева» и показали, чтобы народ ещё раз убедился, как всё было плохо тогда, до развала Советского Союза. Сталина в фильме играет популярный юморист Хазанов, Брежнева – Стоянов из «Городка», Хрущёва – Сухоруков из «Брата». Ассоциации, я вам скажу… Но дело даже не в этом.
В «Литературной газете прочла: «Но почему так примитивно, почему без огонька? Почему, посмотрев двенадцать серий, пребываешь в убеждённости, что участники проекта просто отбывали номер?..
Они устали. В этом собирательном местоимении сотни разочаровавшихся в дремучем народе, тех, кто считает проигранной борьбу за демократию, кто отчаялся и хочет уехать, а пока просто зарабатывает деньги и радуется любой возможности плюнуть в герб СССР.
А начинали они ярко и самоуверенно – талантливым, тонким, а потому особенно действенным «Покаянием». Но за двадцать пять лет открытая и постоянно взбалтываемая ёмкость с антисоветским шампанским стала дурно пахнуть. Жидкость перестала пениться, поднимать со дна колючие пузырьки. Энергия отрицания «совка» окончательно выдохлась.
То антисоветское, что мы видим сейчас по телевизору, и в частности сериал «Фурцева», – инерция. Не бойтесь, такое уже не задавит», - пишет Олег Пухнавцев.
Такое уже не задавит… Давайте вспомним…
Уходящий 2011 год полон знаменательных дат и юбилеев, самым значимым из которых можно назвать 20-летие со времени распада Советского Союза. Празднование «независимости» во многих странах бывшего Советского Союза зачастую перерастало в митинги, демонстрации протеста существующему положению дел. К вооружённому столкновению привела попытка президента Казахстана Назарбаева провести праздник независимости в своей стране, которой он безраздельно правит уже 20 лет. Нужно называть вещи своими именами: это уже не президент, а царь. Корона передаётся по наследству. Вот вам и вся демократия: в бастующих нефтяников стреляют, чтобы восставшие рабы не мешали «небожителям» строить себе рай на земле.
Кто-нибудь ответит за то, что творилось и творится сейчас?
20 лет, как распался Советский Союз…
Как будто бы война прокатилась по земле, такая разруха кругом, столько бедствий и страданий перенесли люди. Не все выжили, население сократилось на миллионы…
Что говорить о простых смертных, если даже самые популярные и известные на весь мир советские актёры испытали унижение нищетой, безвыходностью существования?!
Наталья Данилова, сыгравшая в знаменитой киноленте Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» Варю Синичкину, «правильную девочку», рассказывала, чтО ей пришлось пережить за годы после распада Советского Союза:
«У мужа Сережи случился инфаркт и сразу же инсульт. В 45 лет. Это была катастрофа. Он в больнице, мама дома, а я ушла из театра. Спасал дубляж. Но скоро на студии перестали платить. По утрам я ходила гулять с собакой. Вижу, в траве бутылка лежит: «Никочка, берем!» - и в сумку. А потом я их сдавала в магазине и покупала хлеб и молоко. Но потом Сережа умер, до этого умерла мама, я очень сильно заболела. А мне даже воды подать некому. Вот это было страшно. Я лежала и просто умирала в полном одиночестве. Потом делала усилие, вставала и с гудящей головой шла по улице в ближайшую комиссионку с очередной хрустальной вазой. Получала деньги и покупала в аптеке аспирин. Слава богу, ничего есть не хотелось. Первое время я разговаривала сама с собой. Читала себе вслух книги, чтобы слышать свой голос. Ловила себя на том, что говорю с мамой, что-то отвечаю Сереже...»
Актриса Бразговка Ирина Владимировна, мать одной из дочерей Андрея Кончаловского, в те трудные годы, когда распался Советский Союз, осталась без работы. Она пыталась устроиться уборщицей в школу, но её не взяли, узнав, что она известная актриса. Дочь актрисы часто болела, в доме из еды были только хлеб и каша, да и то не всегда. Рассказывает Ирина Бразговка в интервью:
- Кончаловский пишет, что вы бедствовали, очень трудно жили. Это правда?
- Я думаю, сейчас многие так живут. Кто-то, конечно, и в те годы нищенствовал, но я все-таки была артистка... Денег, разумеется, не хватало. Девочкам на кашу деньги были, а себе я ничего купить не могла. Детскую одежду дарили знакомые. Ну и родители помогали, но от них помощь принимать мне было стыдно. Я же сама эту историю закрутила, поэтому старалась справляться самостоятельно.
Первые несколько лет я еще пела в ансамбле Покровского, даже дети участвовали в каких-то концертах, а потом они пошли в школу, и мне стало трудно ездить на гастроли. Да и в ансамбле за это время многое переменилось... В общем, ушла. Стала заниматься ювелиркой. Делала такие тоненькие колечки из мельхиора с перламутровыми вставками. Паяла, шлифовала, резала ракушки - освоила все. Потом продавала. Мы ездили вместе с детьми в Измайлово, на Арбат и в Битцу, ставили мольберт, развешивали колечки... Сначала было стыдно: как это я стану продавать?
- Там же многие художники стояли.
- Художников было много, а актеров мало. Не слишком приятно, когда тебя узнают и начинают злорадствовать: "Что, не снимают больше? Торговать приходится?" В конце концов я перестала обращать на это внимание. Иногда, правда, случалось и по-другому: "Как, вы и это умеете? Надо же, какой талант!" Тогда было приятно. Я внутренне как-то приподнималась и радостно продолжала торговать.
Вообще актерская профессия мне сильно мешала. Одно время я работала уборщицей, ходила в нашем районе по школам. Мне предложили перейти в банк, но как узнали, что я актриса, испугались и отказали: "Может быть, вы поищете себе что-то другое?" Хотели, наверное, как лучше, но я расстроилась: платили-то в банке хорошо. Иногда доходило до того, что в доме не было ничего, кроме хлеба. Несколько лет подряд я просыпалась по утрам, и на меня сразу наваливался ужас. Начались какие-то срывы, я ходила к невропатологу, лечилась иглоукалыванием... Было очень тяжело одной.
А потом я устроилась работать на фармацевтическую фабрику к своим знакомым, освоила профессии секретаря, менеджера, стала разбираться в медицине... Дети выросли, мы жили втроем, дружной такой семейкой. Поэтому звонок Кончаловского я восприняла как катастрофу: было совершенно очевидно, что в семье начнется если не война, то полный разброд и шатание.
Страшно представить, в каком одиночестве, забвении и нищете умерла в годы перестроечной разрухи всенародная любимица Тамара Носова, та самая тётушка-миллионерша из Бразилии (фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»). Та же судьба у многих актёров, среди них «начальник Чукотки» Михаил Кононов, «купи-продай» из «Вечного зова» А.Новиков…
Вот так проехался развал Советского Союза по судьбе знаменитостей. Что уж говорить о простых людях…