Мои размышления перед уроком...
Милые, добрые, наивные пьесы А.Н. Островского, в которых добродетель всегда побеждает амбиции и алчность в аккурат к концу последнего акта, а бедные и обездоленные становятся богатыми и счастливыми. Кто сегодня в такое поверит?
В среду напишем сочинение по «Мёртвым душам», а в пятницу - у нас уже А.Н. Островский, «Бедность не порок». 2 часа. ((( Волнуюсь: как за 2 урока можно объять необъятное?
Наши школьники уже насмотрелись таких фильмов, как «Аватар», начитались приключений про Гарри Поттера… Там тоже добро побеждает зло, но зато с какими эффектами! 3Д, комбинированные съёмки, невероятные костюмы и декорации, фантастический сюжет! А в пьесах «отца русской драматургии» - патриархальная старина с идеалами народной нравственности… Это «прекрасное далёко» в лучшем случае. В худшем – скажут, что устарело.
Если устарело, то почему пьесы Островского не сходят со сцен театров?
- Когда в Москве Марк Захаров, работавший тогда ещё рядовым режиссёром в театре Сатиры, поставил комедию А.Н.Островского «Доходное место», народ валом валил на представления. Казалось бы, что такого интересного может быть в пьесе позапрошлого века, что могло бы вызвать ажиотаж у публики?
Сама Фурцева (министр культуры СССР) с комиссией приезжала посмотреть спектакль, правда, приезжала не по своей воле: Татьяна Пельтцер в «умственном помрачении» настрочила донос на главного режиссёра Плучека, что тот якобы поставил «антисоветчину». Спектакль смотрела комиссия, вооружённая текстом Островского и сверявшая каждое произносимое на сцене слово. Всё точно, никакой отсебятины. Тогда в чём тайна, почему постоянно аншлаги на спектакль с незамысловатым сюжетом из прошлой жизни?
Тайна популярности в том, что комедия по-прежнему актуальна: годы прошли, а проблемы остались всё те же - взятки, продажная любовь, отсутствие высоких идеалов.
Молоденькие девушки выходят замуж за стариков. Так было, так есть.
Мужчина вознаграждает женщину за «разность в летах».
Кстати, Андрей Миронов исполнял рольЖадова в спектакле "Доходное место" по комедии А.Н.Островского
(Впрочем, они не знают, кто такой Андрей Миронов. Когда я им посоветовала на олимпиаде по русскому языку написать об эпиграммах Валентина Гафта, они спросили : «А кто это?» Зато назовут фамилии всех участников «Фабрики звёзд -1 – 2- 3» и т.д.)
Обратим внимание на конфликт пьесы «Бедность не порок»: патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.
- В современном мире решена проблема власти денег над нравственностью? Приведите примеры в качестве аргумента из просмотренных телепередач, прочитанных книг, из личного опыта и наблюдений.
( засилье рекламы на телевидении, эпопея Джигарханян - Виталина Цимбалюк, Васильева – Сердюков, Кирилл Серебренников, государственные чиновники, потерявшие доверие, - есть о чём поразмышлять).
- Как вы думаете, почему можно назвать пьесу Островского актуальной?
Заканчивается комедия «Доходное место» словами Жадова: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
Интересно, наступит ли это время?