Классный час на тему: "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)
ЦЕЛЬ: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса;
расширить кругозор учащихся, способствовать развитию коллективной и самостоятельной познавательной деятельности, активной гражданской позиции;
воспитывать уважительное отношение к труду.
Сценарий классного часа «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» ( о рабочих профессиях Донбасса)
На доске – цитаты:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
(К.Д.Ушинский)
"Когда труд – удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь – рабство!"
Максим Горький
Нынче всякий труд почетен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.
М. Исаковский
Учитель:
Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для труда, как птица для полёта».
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса: невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почётом и уважением. Разве кто-нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело. А как это осуществить?
Наш классный час на тему «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символичным маяком в океане ваших поисков.
1 ведущий:
(на экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри», камень с надписью на распутье дорог)
...Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.
Из русских народных сказок
Есть и другие варианты выбора: Власть, Знание, Любовь. Выбор одного пути исключает два другие…
2 ведущий:
Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.
- Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведёт в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Хорошо ли ты в школе учился? Наука – серьёзное и трудное дело. Сможешь ли ты, «не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?»
- «Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах»… Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
1 ведущий:
- Огненными сполохами металлургических плавок загорается небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолёты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней – и всё это благодаря труду людей самых различных профессий.
Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях?
Вот мы и поговорим на классном часе о ряде рабочих шахтёрских профессий, чтобы познакомиться с ними, о людях труда, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла»…
Звучит песня «Чёрное золото».
Текст песни «Черное Золото»
Марш шахтеров - Владимир Высоцкий
Не космос, метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.
Любой из нас, ну чем не чародей,
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей,
Свои котлы топить им будет нечем.
Сорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Да, сами мы, как дьяволы в пыли,
Зато наш поезд не уйдет порожний.
Терзаем чрево матушки-земли,
Но на земле теплее и надежней.
*
1 Чтец:
О ДОНБАССЕ ПИШУТ...
Николай Анциферов
О Донбассе пишут в географии,
Что Донбасс - край угля и металла.
Верно. Но для полной биографии
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песня о Донбассе,
Терриконы и копры воспеты.
Верно, есть такие. Я согласен.
Только это - внешние приметы.
Ну, а где же люди? Их не видно...
Потому мне горько и обидно...
Я хочу сказать о земляках.
Может быть, получится коряво,
Все-таки
Горняк
О горняках,
Как могу,
Сказать
Имею право.
2 ведущий:
В подземном царстве Аида работают шахтёры.
*
Донбасс – шахтёрский край, большинство населения – шахтёры.
А кто из вас представляет себе, что такое шахта?
Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.
В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно … (Демонстрируются принесённые школьниками предметы шахтёрского снаряжения, можно показать на экране).
2 чтец:
Что ты знаешь о солнце,
Если в шахте ты не был,
Если видишься с солнцем с утра…
Только тот ценит солнце и высокое небо,
Кто поднялся с зарёй на-гора…
1 ведущий:
Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой: во флягу на шахте можно набрать из крана не только газированной воды, но и чая или кофе.
Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 км… Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов.
2 ведущий:
И вот мы спустились в шахту, пока рассуждали о толщине угольного пласта. Из лифта – «клети» - выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.
В вагонетках по рельсам везут уголь.
Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь.
Ленточный конвейер переправит его в нужное место.
А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра… Работать приходится лёжа…
3 чтец:
Николай Анциферов, макеевский поэт, писал о труде шахтёра:
ВЕЛЬМОЖА
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лежа.
Не найти работенки краше,
Не для каждого эта честь.
Это - только в забое нашем:
Только лежа - ни встать, ни сесть.
На спине я лежу, как барин.
Друг мой - рядом, упрямый парень.
«Поднажмем!» -
И в руках лопата
Все быстрее и веселей.
Только уголь совсем не вата:
Малость крепче и тяжелей.
Эх, и угольная перина!
Не расскажешь о ней в стихах.
Извиваешься, как балерина,
Но лопата играет в руках.
Отдохнуть бы минуту, две бы!
Отдыхаешь, когда простой.
Семьянин говорит о хлебе,
О любви говорит холостой.
Но промчится пара минут -
И напарник мой тут как тут.
Шепчет: «Коля, давай, давай!
Вместе взялись, не отставай!»
На спине снова пляшет кожа.
Я дружку отвечаю: «Есть!»
Я работаю, как вельможа,
Не для каждого эта честь.
1 ведущий:
- Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращённо – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для ГРОЗ определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на каменную стену, сгребает обломки двумя клешнями и отправляет их на конвейер, с конвейера порода направляется на террикон.
В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР. У многих из вас родители работают на шахте. Расскажите, что вы узнали от них о выбранных ими профессиях. (Задания, рассчитанные на работу в группах, давались заранее: расспросить у родителей о шахтёрской профессии, подготовить презентацию о профессии, желательно в электронном виде).
2 ведущий:
ЭМС – электромеханическая служба - отвечает за работу подземной техники, насосов водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации. (Сообщения учащихся о профессиях ЭМС)
ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути. (Сообщения учащихся о профессиях ВШТ)
РВУ – ремонтно-восстановительный участок, поддерживает штреки в хорошем состоянии, чтобы не допустить обвалов. (Сообщения учащихся о профессиях РВУ)
БВР – буро-взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. ((Сообщения учащихся о профессиях БВР)
Вот как много профессий в шахте! Но мы поговорили только о подземных профессиях, а ведь есть ещё наземные: экономисты, горные инженеры, плановики, маркшейдеры, диспетчеры и многие другие.
4 чтец:
Шлет он золота черные слитки,
И идет по земле от него
Свет шахтерской широкой улыбки
И шахтерского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек, раздвигающий тьму.
Если встретите где-то шахтера,
До земли поклонитесь ему!
(последние две строчки класс повторяет хором и кланяется шахтёрскому труду)
Учитель:
Дорогие ребята! Помните об этом!
Старайтесь быть полезными людям.
Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!
Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»