Говорить о качестве новых учебников по русскому языку и литературе можно только лишь с прискорбным вздохом.
Откроем один из них и посмотрим. Авторы : Е.П.Голобородько, Л.В.Вознюк, Н.Н.Вениг, Т.А.Кузьич, учебник «Русский язык» для 8 класса. Берем любой параграф.
Например, 11. Тема: «Простое и составное (глагольное и именное) сказуемые. Тире между подлежащим и сказуемым». Правила – на полторы страницы. Пока их прочтешь, урок и закончится. Давайте попробуем вместе с учениками поучиться по этому «учебнику». Читаем правило:
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке ставится тире в следующих случаях:
Тире при нулевой связке не ставится, если:
Вам все понятно и вы все запомнили с первого раза? Конечно, нет.
Но учебник для того и создан, чтобы по нему учиться. Схема обучения такая: получили знания, вырабатываем умения, а потом эти умения у нас превращаются в навыки. Чтобы выработались умения, нужно поупражняться, усвоить хорошо материал, отработать и закрепить. Логично? На упражнениях и разберемся, что к чему, рассмотрим все условия постановки тире. Сначала поработаем на репродуктивном уровне – воспроизведем в упражнениях полученные знания, потом перейдем на аналитический уровень – анализ предложений и постановки в них знаков препинания, лучшие ученики дойдут до проблемного уровня, потом закрепим полученные знания, выполняя домашнее упражнение. Это так должно быть. А что на самом деле?
А на самом деле упражнений в учебнике вообще нет.
Составители учебника думают, видимо, как-то иначе: может, они считают, что тема слишком легкая? Они дают только одно упражнение на семь этих правил. И все. И сразу последнее задание после единственного упражнения: подберите или составьте предложения на эти правила. (страница 63). Они сами, наверное, не смогли подобрать примеры для упражнений, слишком торопились с изданием учебника, вот и предлагают ученикам самостоятельно искать примеры. Хотя по науке это задание уже проблемного уровня в обучении, на который выходят только самые сильные и способные ученики. Все учились когда-то в школе и знают, сколько таких отличников бывает в классе. На кого же рассчитаны новые учебники? На вундеркиндов? Поверьте, их нет.
Как задавать домашнее задание, если упражнений практически нет? Одни правила. Как учиться по такому учебнику?
Но и это еще не все проблемы. Русского языка осталось в программе всего 2 часа в неделю. Представьте: сегодня мы прочли правила, не закрепили, не повторили, нет домашнего задания, а на следующий урок уже новая тема. Не я придумывала такие «обзорные» программы обучения. Тогда им бы и предмет следовало назвать не «Русский язык», а, скажем, «О русском языке», или «Обзор русского языка», или еще лучше - «Галопом по Европе». На этом названии и остановимся.
Все сказанное относится и к учебнику литературы, в котором вообще нет текстов, только литературоведческий материал. В какой библиотеке вам выдадут сотни «Капитанских дочек» Пушкина, чтобы хватило всем школьникам города? Ведь изучается произведение по программе одновременно по всей стране. Где брать тексты? Да, у кого-то есть дома, принесут. А что делать с остальными, которые так и говорят: «А где я вам возьму?» Говорят с нескрываемой агрессией.
Как научить без книг? Что происходит, мне кто-нибудь ответит? Что делать на уроке литературы без книги? Как учителю остановить лавину безграмотности? В старших классах вообще отменили русский язык и литературу…Действительно, зачем правительству лишние расходы? Только помню, как Ю.В.Тимошенко говорила: «Мова – це для мене святе». Говорить они могут, конечно, все. А вот что-то сделать…