Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

28
ноя
2017

Третья экранизация романа А.Толстого "Хождение по мукам"

Руфина Нифонтова в роли Кати в фильме "Хождение по мукам" (1957-1959)

 Новая экранизация исторической драмы «советского графа» Алексея Толстого «Хождение по мукам» уже третья по счёту.

 

Первая экранизация :  фильм (3 серии) снят Григорием Рошалем в 1957-1959 годах.   Главные роли исполняли великие артисты Руфина Нифонтова (Катя), Николай Гриценко (Рощин) и менее известные на тот момент Нина Веселовская (Даша) и Вадим Медведев (Телегин). Картина была снята настолько хорошо, что невольно зритель как бы погружался в события гражданской войны и сам становился участником тех событий. На экране шло не кино, а сама жизнь.

Строгие критики упрекают Алексея Толстого в том, что его роман был написан «по заказу». Некоторые скептики утверждают, что искусство социалистического реализма – это ложь. В «Хождении по мукам» я лжи не вижу.  А.Толстой отнёсся ответственно к работе над романом: затребовал засекреченные материалы о событиях гражданской войны, изучил сводки с фронтов, разобрался во всей сумятице пены Петлюра-гетьман-анархисты и т.д. В результате получилось произведение, достойное быть поставленным на одну полку с «Тихим Доном» Шолохова, «Белой гвардией» Булгакова.

Алфёрова в роли Даши (1977)

Вторая экранизация «Хождения по мукам»: 13 серий, 1977 год, режиссер  Василий Ордынский, главные роли исполняли    Ирина Алфёрова (Даша), Светлана Пенкина (Катя), Юрий Соломин Телегин), Михаил Ножкин (Рощин). Вторую экранизацию я долго не могла принять, она мне казалась скучной, нудной, натянутой, искусственной. Со временем привыкла.)

И вот – бомба! Новая экранизация! 12 серий. В роли сестёр – Анна Чиповская (Даша).

 

«Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа, — проблемы вечные", - сказал режиссер фильма.

Анна Чиповская в роли Даши (новая, третья экранизация, 2017)

Смотреть новую версию «Хождения…» сначала даже не хотелось, знала, что только разочаруюсь. Но любопытство заставило. Тем не менее уже с первых минут просмотра почувствовала заинтересованность: Катя с мужем начали спорить об искусстве. Муж не принимал декадентства, осуждал авангардизм в искусстве: «Какая в нём идея?» Катя возмущалась : «Мы живём в двадцатом веке! Никаких идей! Искусство ради искусства!» (Потом она будет топтать ногами любимую картину, написанную в модном стиле).

Смута в головах интеллигенции и дворянства начала двадцатого века передана создателями фильма достоверно и убедительно, начинаешь догадываться об «истоках революции». Самое страшное – это ассоциации с сегодняшним днём: пока нет единства в обществе, всегда велика опасность революции.

Разве «не рифмуется с нашим временем» картина? Считалось, что Малевич своим «Чёрным квадратом» поставил точку в живописи, но не тут-то было. И до сих пор на художественных выставках в качестве экспоната может быть представлен, к примеру,  обычный унитаз (это «Чёрный квадрат» нашего века). То тут то там  «спор Кати с мужем» разгорается в СМИ. А ведь прошло сто лет! Сто лет – и ничего не изменилось!

Сёстры в новом сериале…некрасивые.  «Анна Чиповская. Какая она красивая!» - похвастался как-то в фейсбуке Сергей Минаев случайной встречей с ней на прогулке. Ну, понятное дело: мужчина заценил параметры. ))

Красивой выглядит  Чиповская  на странице глянцевого  журнала мод, где фиксируется образ стильной женщины: поза, стойка, одежда, причёска, жест. Но в кино на экране  крупным планом мы видим её лицо…  -  некрасивое, мягко говоря.

Хотя играет она отчаянно, иногда даже верится, что это дворянка, а не простолюдинка, но чаще бывает, когда  хочется сказать: не верю!

В целом фильм смотрится с большим интересом: материал «Хождения по мукам» - благодатная почва для искусства. Тема революции, справедливости, патриотизма, поиска истины и своего места в жизни – это всегда интересно и актуально.

Посмотрим, что покажут в следующих сериях.

***

Фильм смотрю с большим интересом.

Елена Райская, автор сценария «Хождения по мукам» в фейсбуке пишет: «Друзяки, убедительная просьба. Не пишите на моей странице (и желательно, в моей ленте) оскорбительных комментариев в адрес актрис и актёров в сериале "Хождение по мукам". Прошу об этом не потому, что кастинг - не моя епархия, а потому, что, на мой взгляд, Аня Чиповская блистательна и талантлива, Юля Снигирь бесконечно хороша, Трубинер переиграл всех своих предшественников. Я воздерживаюсь от комментариев, но некоторым френдам хочется в морду дать.
Не вынуждайте меня, плиз, обсуждать "таланты" Алфёровой и Пенкиной. Очень вас прошу. Ибо джинн из моей бутылки страшен.»

По поводу главных героинь мне вспоминается юмореска Жванецкого "Трудности кино":

Очень большие трудности у киношников. Самые большие, жуткие трудности у киношников. Прямо не знаешь. Требования к достоверности возросли, а танков старых нет, маузеров мало. Фрак народ носить разучился. Хамство и грубость в Сибири как раз получается ничего, а образование в Петербурге не идет пока. Аристократизм в Петербурге пока не идет. Если герой просто сидит - еще ничего, а как рот откроет - так пока не идет. Или, там, собственное достоинство, вот эта неприкасаемость личности...

Чувствуется, что ему рассказывали. Может, требовали, ругали, зарплаты лишали, по больничному не платили. Ну, чтобы сыграл он чувство этого достоинства. И, видимо, хочет: и голову поднимает, и на цыпочки, и выпивает, чтоб укрепиться, но еще не знает как.

Женская гордость - так, чтоб без мата, изнутри... Ну, еще когда лежит, укрывшись простыней, диктор говорит:

"Гордая очень". А когда откроется, так еще пока не доносит - вздрагивает, косится, и это еще чувствуется.

Граф английский - тоже неловко, боком, все боится войти к себе в замок. Ну, если пиджак от шеи на четверть отстает и шейка как пестик в колоколе, как же ты аристократизм покажешь, если штаны и пиджак надо непрерывно поддерживать?! Или руку королеве целовать, или панталоны держать. И руку пока еще надо у нее искать: она тоже пожать норовит.

Еда не дается пока, вот не само глотание, а еда как трапеза. Старух на консилиум приглашали, но и они подрастеряли искусство еды: тоже норовят целиком заглотнуть и еще - в сумку. А это реквизит.

Пока еще смешно выглядит преданность одного мужчины одной женщине, пока смешно выглядит. И вообще, обращение с женщиной, все эти поклоны, вставания, уважение, преклонение... Их делают, конечно, но за очень дополнительные деньги. Консультант один, лет восьмидесяти двух, тоже уже замотался: Душанбе, Киев, Фрунзе, Ташкент... "Извольте, позвольте", "Только после вас", "Я был бы последним подонком, мадам, если бы оставил вас в соответствующем положении". Не идет фраза: "Позвольте, я возьму на себя" - или: "Вам ведь трудно, разрешите я..." А уж фраза: "Я вами руководил, я отвечу за все" - прямо колом в горле стоит. А такая: "Мне не дорого мое место, дорого наше дело" - получается только по частям.

Сложно пока стало играть эрудированного, мыслящего человека, и хоть исполнитель морщит лоб и прищуривается, такой перекос лица еще не убеждает.

Сохранились костюмы и обувь, но, когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ее латынь.

Ну а там - баночное пиво, омары, крики "Я разорен!" или "Мне в Париж по делу!" хоть и русским языком, но ни исполнитель, ни аудитория этого языка пока не понимают.

Но с уходом стариков со сцены и из зала равновесие между экраном и зрителем постепенно восстанавливается".

Хотела сократить, но не могу - это же Жванецкий! У него каждое слово на вес золота!


Добавить комментарий