Ложка дёгтя испортила бочку мёда
Одна маленькая деталь в рассказе Бунина «Косцы» потрясла до глубины души и раскрыла глаза на многие вещи. Чем меньше ожидаешь удара, тем сильней его ощущаешь.
Чтобы почувствовать всю тяжесть удара, давайте последуем за Буниным в его рассказ.
Расслабьтесь! Ведь вас поведёт за собой мастер русской прозы!
С первых строк бунинской прозы испытываешь привычное наслаждение. Автор открывает свои картины под общим названием «Как всё-таки хорошо жить на свете!» В этот раз пахнет не антоновскими яблоками, а раздольем полей.
Рассказчик любуется, как на полях, в деревенской глуши серединной, исконной России, работают косари. «Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им».
Косари были «дальние», рязанские. Они приехали небольшой артелью в орловские места на заработки.
Автор рассказывает, с умилением создавая идиллическую картину, что косари «были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости». (Взгляд с колокольни барина). Косарям же было не до радости труда, с грустью рассуждали они о своей тяжёлой доле:
Не возьму я в толк...
Не придумаю...
Отчего же так
- Не возьму я в толк?
Ох, в несчастный день,
В бесталанный час,
Без сорочки я
Родился на свет.
Я куплю себе Косу новую; Отобью ее, Наточу ее, - И прости-прощай, Село родное! Не плачь, Грунюшка, Косой вострою Не подрежусь я... Ты прости, село, Прости, староста: В края дальние Пойдет молодец: Что вниз по Дону По набережью... А.Кольцов
Косари работали не покладая рук с раннего утра - коси коса пока роса - до наступления темноты.
А на возвратном пути я видел их ужин.
…И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы.
А они только засмеялись:
— Ничего, они сладкие, чистая курятина!
*
Работать по-богатырски - и восполнять свои силы мухоморами…
И как-то сразу оголились все «классовые противоречия», и понятнее стало, почему народ кинулся в революцию как за спасением. И почему Бунин написал книгу о тех днях, назвав их - «Окаянные дни».
И ностальгия барина тоже понятна: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
В Крыму хотят поставить памятник в честь "примирения" белых и красных (барина и косаря).
«Возникла мысль на одной из этих точек, откуда отходили корабли, поставить памятник, которого не было до сих пор в России – памятник, который символизировал бы как раз единство нашей страны и единство истории, ибо мы прекрасно с вами понимаем, что белые, красные – у каждого из них была своя правда, каждый из них по-своему любил родину, в подавляющем большинстве и те, и другие хотели добра», - отметил министр культуры России Владимир Мединский.
Да, у каждого своя правда: у барина Бунина - одна, у косаря, ужинавшего мухоморами, - другая. Поставьте себя на место косаря и скажите: может ли быть примирение?