Цель: установление благоприятного психологического микроклимата в классе,
определение правил жизнедеятельности в коллективе,
развитие коммуникативных возможностей учащихся, умения правильного общения в обществе.
Материалы для проведения классного часа (психологического тренинга) на тему "Как можно избежать конфликтов?" Учитель: Дорогие ребята, рада вас приветствовать в нашем игровом занятии "Как можно избежать конфликтов?" Представим игровую ситуацию: мы, наш класс, находимся во Вселенной, каждая группа - целая планета в ней. Вселенная всегда в постоянном движении, вы об этом знаете. Как надо действовать, чтобы не нарушить гармонию Вселенной , не столкнуться планетам и не привести свою Землю к катастрофе? Сегодня мы займёмся разработкой правил на тему "Как избежать конфликтов?"
Итак, создавайте команды - группы по 5-6 человек, это будет ваша планета. *
А теперь выполните первое задание - придумайте название планеты. (Команды представляют название).
Учитель:
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная все, не знаем ничего. Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. Евгений Евтушенко.
Сегодняшний Парад планет - это начало нашего путешествия во Вселенную. Каждая планета живёт по своим законам. Мы с вами обсудим законы из раздела "Как избежать конфликтов?" Мне хотелось бы побольше узнать о жизни на вашей планете, сформулируйте, пожалуйста, свои основные законы.
Материал для рассуждений: (он может быть записан на доске)
Конфликт – столкновение интересов, взглядов. Конфликт – это отсутствие взаимопонимания.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Инцидент – неприятный случай, недоразумение, столкновение.
Конфликтная ситуация – это ситуация, когда участники конфликта отстаивают собственные цели, интересы, которые отличаются от интересов противоположной стороны.
Заслушиваются ответы "планет".
Учитель:
Как можно избежать конфликтов?
1.Компромисс
Компромисс — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
Компромисс всегда более выгоден одной стороне и менее выгоден второй или более сторонам, в зависимости от потребностей сторон.
2. Приспособление.
При этом способе избежать конфликта его участники пытаются смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению.
Этот стиль основывается на тезисах:
“Не стоит раскачивать лодку”.
“Давайте жить дружно”.
3. Уклонение или избежание.
Принцип: «Лучше не связываться…»
Трезво оценив ситуацию, даже будучи задетыми за живое, некоторые остерегаются безоглядного ввязывания в “драку”, не спешат принимать вызова на обострение столкновения. Преимущество такого поведения в том, что иногда и отказ от участия в споре, отступление от него является победой.
4. Совместное сотрудничество по решению конфликтов.
Сотрудничество предполагает совместный поиск решения конфликтной ситуации,
сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов.
*
Учитель:
Следующее задание: проиллюстрируйте диалогами каждый способ избежать конфликта, выполните практическое задание: составьте диалог, в котором
участник №1 - вахтёр в школе,
участник №2 - ученик.
Задание для диалога: участник №1 должен быть неприступным: "Ни за что не пропущу!",
участник №2 - работает под девизом: "Во что бы то ни стало пройду через вахту!"
Оринтировочные задания для обсуждения:
Какими способами пользовались те, кто прошёл? (обман, подкуп, приятельские отношения с вахтёром, лесть, компромисс).
*
Учитель объявляет следующее задание для "планет":
- Назовите фразы, с которых может начаться конфликт?
- Назовите типичные фразы, которые являются ответами на обиды.
- Что можно предпринять для предупреждения конфликта?
*
Группы после обсуждения предлагают свои советы.
Учитель:
- А теперь напишите правило, которое хотелось бы перенести на планету Земля - на наш класс.
("Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой". Золотое правло этики)
Подведение итогов психологического тренинга на тему "Как избежать конфликтов?"
Чему мы сегодня научились? Чего достигли?