Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

19
мар
2023

Достоинства и недостатки сериала "Раневская"

Посмотрела сериал на одном дыхании.

Мечты и реальность. Обычно мечты сбываются только в книгах, в жизни далеко не всегда. Ассоль («дивное художественное полотно») ждала, ждала и дождалась исполнения своей мечты – за ней приплыл корабль под алыми парусами.

Девочка из Таганрога Фаина Фельдман  не ждала, когда счастье свалится ей на голову, а сама пробивалась «сквозь тернии к звёздам».

Она мечтала о театральной сцене, о встрече в Москве с кумиром публики Василием Качаловым. Некрасивая, заикающаяся, неграциозная – казалось бы, ноль шансов для карьеры. Тем не менее Раневская вошла в историю отечественного кинематографа и остаётся по-прежнему популярной. Вот ведь как бывает: королеву экрана тех лет Любовь Орлову сейчас новое поколение даже не знает, а имя Раневской, снимавшейся в основном в эпизодах, постоянно на слуху.

Создатели фильма постарались отобразить каждую деталь эпохи в интерьерах, одежде, манере поведения героев. Сериал впечатляет с самых первых кадров и дышит достоверностью: Таганрог 1915 года, виды города; знаменитая каменная лестница, ведущая к морю, старинный городской парк, богатый дом отца - Фельдмана Гирши Хаймовича.

Уделено внимание незначительным деталям из жизни актрисы. Например, в течение секунды промелькнул на экране кадр, в котором сестра Фаины Раневской, приехавшая из Парижа, пошла в обычный гастроном покупать мясо. На экране – мясник, заворачивающий в бумагу кусок мяса. И всё! Но мы радостно вспоминаем этот эпизод, (подробнее у меня в блоге читайте здесь ТЫЦ)

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

- Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете? …Как вы спите, месье?... Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки вина..... А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. … - Месье, - перешла к делу Изабелла Георгиевна, - мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть.

Теперь о недостатках фильма. Страшные парики, напоминающие паклю от кукурузных початков, плохой возрастной грим Раневской, неточное соблюдение биографических фактов.

Главным же недостатком фильма является традиционная для Первого канала Константина Эрнста антисоветская направленность фильма. Большевики изображены хамами, уродами, извергами, посягнувшими на «справедливое» общественное устройство. (Как на картине этого художника).

Например, такой эпизод: Фаина Раневская и Павла Вульф приезжают в Феодосию, где в конторе их любезно принимает белогвардейский офицер и заботливо предупреждает, чтобы не прогуливались по набережной: «Там часто всплывают трупы. Большевики патроны экономили, поэтому топили «классового врага», привязывая к ногам камни». Ай-яй-яй, какие ужасы творили большевики! Между тем официально уже давно доказано в цифрах и фактах, что от «белого» террора погибло во много раз больше людей, чем от «красного», вызванного необходимостью защищаться. И «белый» террор был более жестокий.

Но не отвернула лик фортуна, -

мы под сенью Пушкина росли.

Слава богу, есть литература --

лучшая история Руси.

Е. Евтушенко. «Лев Толстой сдаёт экзамен»

 

Из уст Фаины Раневской звучат страшные слова: «Моя семья уехала из-за сраных большевиков». Фаина Георгиевна забыла, что благодаря этим «сраным большевикам» она стала Народной артисткой, трижды лауреатом Сталинской премии, получила квартиру в сталинской московской высотке, имела возможность играть на сцене театра до самой глубокой старости. И потом: что же не уехала вместе с отцом за границу? Мечта была служить искусству? Сама ведь сбежала из Таганрога от отца, сама решила остаться здесь… Так зачем же винить большевиков? Впрочем, может эту фразу К. Эрнст придумал сам, так как является продюсером фильма.

Или такой эпизод: Любовь Орлова приходит к Раневской и говорит взволнованным голосом:  "ОН умер". Это про Сталина.

И Раневская тут же звонит в Ленинград Анне Ахматавой и сообщает "радостную" весть: "ОН умер".

Покривили душой создатели фильма в очередной раз. На самом деле Любовь Орлова в мемуарах «О Сталине с любовью. Светлый путь» писала, что, если бы она могла, она бы поставила ему памятник. Актриса с большой любовью и уважением говорит о Сталине. В предисловии Орлова заявила, что она пишет свою книгу, чтобы защитить имя Сталина от клеветы, которая водопадом лилась после подлого доклада Хрущёва.

Во время просмотра сериала иногда даже начинает казаться, что фильм создан ради антисоветской пропаганды и подаётся это блюдо доверчивым зрителям под сладким соусом любви к Фаине Раневской. Кто платит заказчикам этой пропаганды?!

В финале фильма мы видим уже настоящую Раневскую с Ростиславом Пляттом в отрывке из спектакля «Дальше – тишина». Здесь поднимаются проблемы «отцов и детей», одинокой старости, смысла жизни. «Если у тебя есть семья, то это не гарантия, что тебя ждёт счастливая старость. Богадельня может тебя ждать даже тогда, когда у тебя пять отпрысков». Муж и жена расстаются навсегда, дети их увозят к себе по разным городам. Последние слова мужа  - жене (Ростислав Плятт): «На всякий случай, если мы с вами больше не встретимся, я хочу сказать, что я был счастлив с вами познакомиться!».

Зрители в зале рыдают, и я вместе с ними. В общем, когда смотришь сериал, нужно постоянно отгонять мух от котлет: смотреть Раневскую и пропускать мимо ушей всю антисоветчину.

Олег Янковский в 1992  году написал : "Я ехал по городу, который знал и любил. И не узнавал его… Какая-то вызывающая роскошь на фоне торговли шмотками, уличных костров, людей, с рук продающих какой-то хлам – сюрреализм полный… Кинопроизводство рухнуло. Через кино отмывали деньги, брался за это, кто хотел. По 400 каких-то ужасных картин клепали в год…Страна деградировала". Этот шквал деградации чувствуется до сих пор, в том числе и в сериале "Раневская".


Добавить комментарий