Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

22
апр
2018

Вспоминаю свою бабушку в связи с рассказом Солженицына "Матрёнин двор"

На уроках литературы в 9 классе мы сейчас изучаем рассказ Солженицына «Матрёнин двор». Всматриваюсь в каждую строку, вслушиваюсь в звучание каждого слова, чтобы понять, где писатель говорит правду, а где лукавит. Хочу понять сама и до учеников донести правду о прошлом.

В детстве я каждое лето проводила в деревне у своей бабушки. Жила она в Белоруссии. После войны осталась одна, как и все остальные её соседки. Я не видела ни одного дедушки в нашей деревне…
Вспоминаю свою бабушку и деревенскую жизнь в связи с рассказом Солженицына «Матрёнин двор», провожу аналогии.

«Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика», - пишет Солженицын.

Да, сначала пенсию моей бабушке не платили, но потом она стала получать 20 рублей. «… ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля» - это не совсем верно: лес кормил деревенских женщин. Летом они собирали чернику, землянику, малину, осенью – бруснику, возили всё это в Могилёв на продажу, горожане с удовольствием покупали. Белые грибы сушили, 1 кг сушёных белых грибов стоил 100 рублей (это была средняя месячная зарплата горожан). Позже, в 70-х, помню, собирали пыльцу какого-то растения и сдавали в аптеку, там вообще платили за 1 кг баснословные деньги, примерно с месячный оклад инженера.

Моя бабушка построила себе новый дом, с гордостью хвасталась нам, что крыша черепичная. Как можно было на пенсию в 20 рублей построить дом? Только за счёт грибов и ягод! Да ещё беспрестанного труда: свой огород с картошкой, «кабанчика выхаживать», «курочек глядеть». Но построить свой дом!!! Так что не так уж и всё плохо было, как пишет Солженицын.

«Картовь да суп картонный» - постоянные блюда у Матрёны. Да, картошка – постоянное блюдо на столе, а к ней у бабушки были обязательно свежие жареные яйца, квашеная капуста с клюквой, грибы солёные, сало, уха, сваренная из рыбы, пойманной в реке Друть. Помню квас из берёзового сока с клюквой. Возле дома висел на свежем воздухе свиной окорок, замотанный в марлю. Подходишь, отрезаешь себе кусочек белорусского «хамона». Вкусно, но очень много соли. Специально солили обильно, холодильников-то не было.

Солженицын пишет, что русская печь, как он пригляделся, неудобна для стряпни: «… варка идет скрыто от стряпухи, жар к чугунку подступает с разных сторон неравномерно. Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплыми корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

Ну, насчёт русской печи – «неудобна для стряпни» - не соглашусь. Нет ничего вкуснее еды, приготовленной в русской печи: каша, блины, супы – всё становится объедением. Дома на газовой печке вы такого не приготовите! Ни один ресторан вам не подаст блюда вкуснее, чем блюдо, приготовленное в русской печи! На всю жизнь запомнила перловую кашу из чугунка! Потом, в городе, просила маму, чтобы она мне сварила такую же, но больше чудо не повторилось. Эх, сейчас бы такой каши в чугунке! Распаренная, ароматная, вкусная! А полезная!

Вроде бы и правду пишет Солженицын, но видит всё как-то избирательно, только плохое. Никто не говорит, что было легко в деревне. Бедно жили, да. Много трудились. Беспросветным было женское одиночество. Но всё было не так плохо, как об этом рассказывает Солженицын. Можно было жить! Молодёжь перебиралась в город на учёбу, а потом там и оставалась, получала бесплатно квартиры на производстве. В деревню уже ездили в гости, как дачники. Ну, и помочь по хозяйству, гостинцев привезти.
Самое страшное случилось в 90-е, которые Солженицын приближал...

В рассказе ещё говорится, что писатель искал такое отдалённое местечко, в котором вообще бы не было радио. Намёк понятен. А я помню круглую чёрную тарелку на стене в бабушкином доме - радио, включенное на весь день. Помню передачи : "В рабочий полдень", "Театр у микрофона", "Концерт по заявкам тружеников". С удовольствием слушала музыку, которую передавали по радио.

Получается просто какое-то "в окно смотрели двое"...


Добавить комментарий