Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

10
мар
2022

Воспоминание из детства как отражение аналогичных событий, происходящих сегодня

Почему-то всплыло и навязчиво не покидает меня одно воспоминание из моего детства. Это случилось в Знаменске Калининградской области.

Я, второклассница, возвращалась домой из школы. По дороге обратила внимание, что улицу возле моего дома засыпали каким-то шлаком розовато-кирпичного цвета. Наверное, чтобы скрыть лужи на неасфальтированной дороге.

Вдоль улицы под названием Полевая тянулись старые немецкие домики (как никак – Восточная Пруссия!) в «полтора» этажа (мансардного типа).

Дохожу до своего дома, а на входе во двор стоит мальчик Витя, мой сосед. Он берёт огромный кусок шлака и бросает в меня. Ни с того ни с сего! Мне удалось увернуться от удара. Тогда он подбирает следующий булыжник покрупнее. Я смотрю по сторонам в надежде увидеть кого-нибудь из взрослых, чтобы позвать на помощь, но нигде ни души. И следующий камень опять летит в меня. Успела прикрыться портфелем - осталась цела. Кричу ему, чтобы он прекратил, но Вите, вероятно, было скучно, поэтому он решил продолжить бомбардировку до моего полного уничтожения.

Стою я, в школьной форме с белым воротничком, девочка-отличница с длинной косой и бантом на голове, а в меня летят камни, от которых я отбегаю, прикрываюсь портфелем, уклоняюсь. Сколько времени длилось всё это? Минуту, две… или восемь (!!!) минут?  Мне показалось – вечность, потому что даже сейчас помню всё до мельчайших подробностей. Помню, как я стояла перед ним, а он с ухмылкой, равнодушно старался попасть в цель. Просто так. Дело в том, что никогда между нами не было никакой ссоры, никогда никаких там дразнилок и прочего, за что ему хотелось бы «отомстить». Повторяю: просто так мальчик Витя решил попасть в меня и покалечить.

И тут – вот бывает же такое! На улицу выходит моя подруга Люба Путило (имена и фамилии не изменены). Она жила напротив нашего дома и была года на 2-3 старше меня. За секунду она оценила ситуацию. Краткий переговор с обидчиком ("Брось камень!") закончился тем, что в следующее мгновение этот камень полетел в неё. Тогда Люба тоже схватила булыжник, бросила – и с первого удара попала моему обидчику прямо в лоб. Тот завыл и побежал домой. Моя проблема была решена: Люба Путило спасла меня одним решительным ударом от гарантированного увечья. Иначе как ударом по голове мальчика нельзя было уговорить успокоиться.

После воя сирены мальчика Вити Люба помчалась спасаться к себе домой ( у неё в семье было три брата, отсюда и мальчишеские повадки), я – за ней (СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!). Нужно было где-то спрятаться. Мы залезли на чердак, который весь был завален книгами, они валялись кучами и по всему периметру. Объясню причину такого книжного изобилия в многодетной семье. Дело в том, что в Знаменске после войны нам от немцев осталась чудом уцелевшая после бомбёжек бумажная фабрика. Кстати, на её высококачественной бумаге печатались журналы «Огонёк», «Советский Союз», «Вокруг света», «Юность», «Работница», «Крокодил». На фабрику со всей страны свозилось множество макулатуры, откуда и были взяты и принесены в дом книги.

Отец Вити, как оказалось, был дома. Странно, что он не видел того, что происходило у него под окнами. Мы услышали, как он кричал: «Где она? Я убью её! Она разбила лоб моему сыну! Я обыщу весь дом!»

Мы зарылись в книги. Легли на них и стали ими засыпать себя сверху. По лестнице на чердак он забрался наверх. Мы затаили дыхание: сейчас он будет нас убивать, если найдёт. Тот ужас, овладевший нами, не описать словами.

Он посмотрел по сторонам. Не знаю точно, но мне кажется, что он не мог не заметить нас. Как я, девятилетний ребёнок, могла засыпать сама себя книгами? Обложилась книжками, а ноги-то наверняка торчали. Я даже приподняла краешек книги над головой, чтобы посмотреть, где он. В этот момент наши взгляды встретились, и я от страха опять закрылась книгой. Святая детская наивность! Как страус. Наверное, мужику стало стыдно, когда он увидел, как девочки от него "прячутся". Он ушёл.

Уже к вечеру я собралась домой, чтобы поесть и чего-нибудь принести Любе. Дома на столе стояла жареная картошка и молоко. Как это можно было взять при родителях? В карман ведь не положишь! Им я ничего не сказала о случившемся. Побежала к Любе опять. Она уже сидела с родителями за столом. Её папа нашёл на чердаке и позвал: «Иди, доченька, домой! Ничего не бойся!».

Года через три мои родители переехали жить в Донбасс. Прошли годы. Став взрослой, я решила побывать в городке моего детства. Подошла к дому, в котором жила. Вошла во двор. Соседка пригласила меня в гости, в мою квартиру (они переехали туда после нашего отъезда со второго этажа на первый). Надо же такому случиться! Её сын праздновал день рождения, и за столом в числе гостей оказался мальчик Витя. Его лоб пересекал маленький шрам длиной 2-3 сантиметра. «Что это у тебя такое? Откуда?» - спросила я. «Это от Любы Путило осталось. Помнишь?» - ответил он. Я промолчала. Конечно, помню. Разве тот ужас можно забыть? Люба Путило уже жила в Калиниграде, с ней мы больше так никогда и не встретились. Я с любовью вспоминаю о ней. Моя любимая подружка. Она, может быть, спасла мне жизнь. Или защитила от увечья.

Почему мне вдруг вспомнилась вся эта история? Как вы думаете? Можно ли было переговорами остановить мальчика Витю? Или вам стыдно за Любу?

За окном только что опять где-то взорвался снаряд. Слышен странный звук: как будто самолёт пролетел по небу. Откуда? Несколько дней назад над нашими домами была сбита "Точка -У", осколки летели по рынку, по нашему микрорайону. Люди находили осколки размером с кирпич. Опять летят камни.

14 марта 2023 г.

И свершилось чудо - подруга нашлась, отозвалась!  Спасибо тебе, великий Интернет!

Разлука длиною в жизнь...

Делимся с ней воспоминаниями. Узнала от Любы, что тот самый мальчик Витя, метавший в меня булыжники, был убит в молодом возрасте...

Из нашей переписки: "...на самом деле я и не хотела попасть ему в лоб, так получилось. Это были очень вредные дети, они с сестрой всегда стояли с крапивой, а когда мы проходили мимо их дома, то они хлестали нам по ногам. Просто, видно, от нечего делать, а если им давали сдачи, то орали÷ бабушка! И та неслась на нас откуда ни возьмись.  Витю, к сожалению, убили в молодом возрасте".

"...какие мы были дети с чистыми помыслами, наивные, верящие только в хорошее.

...Ходили к моей маме в санчасть и там солдатикам показывали дневники: у кого больше пятерок, у тебя, конечно, было больше, но я не завидовала, а старалась получить их тоже".

(Мы жили в военном городке, в 50 км от границы  с Польшей).


Добавить комментарий