При выборе текстов для школьных изложений и диктантов предпочтение отдаю художественным отрывкам из произведений К. Паустовского: «литая проза». Это проза четкая, суровая, в которой нет ничего лишнего: ее можно отливать из бронзы, даже из золота, и ни единая крупица драгоценного металла не пропадет зря, на пустое слово» (К. Паустовский о прозе Гайдара).
В произведениях Паустовского всё хорошо для заданий школьникам: простой и ясный язык, красивые описания природы, благодушное настроение автора и, что тоже является немаловажным, - необходимое количество изученных орфограмм, встречающихся в тексте.
В 5 классе обычно пишем диктант «Пеликан».
«Весь день мы шли сосновыми лесами, пробирались через заросли осин и берез, дышали прелым запахом травы и корней. Только к закату мы вышли на берег озера. Едва заметно блестели первые звездочки. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса таинственной синевой.
На рассвете я проснулся. С озера долетали странное щелканье и деревянный стук.
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом.
Птица вытащила из воды маленькую голову, величиною с яйцо, заросшую курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Из клюва торчал хвост серебристого окуня. Мы оцепенели.
«Пеликан!» — крикнул Рувим.»
Всё в тексте мне нравилось: и «деревянный» как исключение, и чередование Е-И в корнях бир-бер, и безударные гласные , проверяемые ударением, и правописание О-Ё после шипящих в корне слова, и даже предложение с прямой речью: «Пеликан!» – крикнул Рувим. Раздражал только это «Рувим». Зачем писателю понадобился этот Рувим? Зачем лишнее слово?
(Оказалось, что не лишнее, а главное. «Есть очень верное выражение: «В настоящей литературе нет мелочей». Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны, характерны, определяют целое и помогают наиболее резкому выражению идеи. Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя» (К. Паустовский).
Ученики спрашивали:
- А кто это - Рувим?
- Друг писателя, - лаконично отвечала я.
И не ошиблась – действительно друг. Но какой! Сегодня только узнала - Руви́м Иса́евич Фраерма́н! Автор повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (1939). (Помню, как-то дала классу списки для внеклассного чтения на лето (7-8 класс), так вечером ко мне прибежала одна ученица, попросила эту книгу).
Фраерман – участник гражданской и Великой Отечественной войны, на фронт ушёл добровольцем.
В селе Солотче, под Рязанью, в Мещерских лесах, часто гостил у Паустовского знаменитый детский писатель Аркадий Гайдар. О нём Паустовский рассказывает много интересного в своих воспоминаниях. Например, любопытная деталь: свои повести Гайдар читал наизусть страницу за страницей, не заглядывая в рукопись.
"Раза два мы, его друзья, на пари следили за его чтением по напечатанной книге, но он ни разу не спутался и не замялся и за это потребовал от нас такое неслыханное выполнение пари — что-то вроде покупки для него подвесного лодочного мотора, — что мы бросили это дело и никогда больше Гайдара не проверяли».
"В настоящей литературе нет мелочей"...