Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

03
окт
2019

"В настоящей литературе нет мелочей" (К. Паустовский)

При выборе текстов для школьных изложений и диктантов предпочтение отдаю художественным отрывкам из произведений К. Паустовского: «литая проза». Это проза четкая, суровая, в которой нет ничего лишнего: ее можно отливать из бронзы, даже из золота, и ни единая крупица драгоценного металла не пропадет зря, на пустое слово» (К. Паустовский о прозе Гайдара).

В произведениях Паустовского всё хорошо для заданий школьникам: простой и ясный язык, красивые описания природы, благодушное настроение автора и, что тоже является немаловажным, - необходимое количество изученных орфограмм, встречающихся в тексте.

В 5 классе обычно пишем диктант «Пеликан».

«Весь день мы шли сосновыми лесами, пробирались через заросли осин и берез, дышали прелым запахом травы и корней. Только к зака­ту мы вышли на берег озера. Едва заметно блестели первые звездоч­ки. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег. Безмолвная ночь осто­рожно надвигалась на леса таинственной синевой.

На рассвете я проснулся. С озера долетали странное щелканье и деревянный стук.

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее перелива­лось лимонным и розовым цветом.

Птица вытащила из воды маленькую голову, величиною с яйцо, заросшую курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громад­ный клюв с кожаным красным мешком. Из клюва торчал хвост сереб­ристого окуня. Мы оцепенели.

«Пеликан!» — крикнул Рувим.»

Всё в тексте мне нравилось: и «деревянный» как исключение, и чередование Е-И в корнях бир-бер,  и безударные гласные , проверяемые ударением, и правописание О-Ё после шипящих в корне слова, и даже предложение с прямой речью: «Пеликан!» – крикнул Рувим.  Раздражал только это «Рувим».  Зачем писателю понадобился этот Рувим? Зачем лишнее слово?

(Оказалось, что не лишнее, а главное. «Есть очень верное выражение: «В настоящей литературе нет мелочей». Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны, характерны, определяют целое и помогают наиболее резкому выражению идеи. Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя» (К. Паустовский).

Ученики спрашивали:

 - А кто это - Рувим?

 - Друг писателя, - лаконично отвечала я.

И не ошиблась –  действительно друг. Но какой! Сегодня только узнала - Руви́м Иса́евич Фраерма́н! Автор повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (1939). (Помню, как-то дала классу списки для внеклассного чтения на лето (7-8 класс), так  вечером ко мне прибежала одна ученица, попросила эту книгу).

Фраерман – участник гражданской и Великой Отечественной войны, на фронт ушёл добровольцем.

В селе Солотче, под Рязанью, в Мещерских лесах, часто гостил у Паустовского знаменитый детский писатель Аркадий Гайдар. О нём Паустовский рассказывает много интересного в своих воспоминаниях. Например, любопытная деталь: свои повести Гайдар читал наизусть страницу за страницей, не заглядывая в рукопись.

"Раза два мы, его друзья, на пари следили за его чтением по напечатанной книге, но он ни разу не спутался и не замялся и за это потребовал от нас такое неслыханное выполнение пари — что-то вроде покупки для него подвесного лодочного мотора, — что мы бросили это дело и никогда больше Гайдара не проверяли».

"В настоящей литературе нет мелочей"...


Добавить комментарий