Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

07
дек
2015

Учителя в пьесах Чехова

Судя по тому, как Чехов в своих пьесах и рассказах изображал учителей, можно сделать вывод, что он их считал глубоко несчастными людьми, обездоленными и без надежды на свет в конце тоннеля в обозримом будущем. Чеховские учителя унылы, постоянно ноют и жалуются на жизнь, работу свою не любят.
Учитель Медведенко в «Чайке» не согласен с утверждением «и бедняк может быть счастлив» :
- Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Ведь есть и пить надо? Чаю и сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись.

Бедность приносит много лишений, главное из которых – отсутствие любви:
- Я без средств, семья у меня большая… Какая охота идти за человека, которому самому есть нечего? – опять жалуется учитель Медведенко.

«Скорее в Москву!» - мечтает сбежать от учительства Ольга из «Трёх сестёр». У неё постоянно болит голова от работы в гимназии с девочками:

- А я постарела, похудела сильно, оттого, должно быть, что сержусь в гимназии на девочек. Вот сегодня я свободна, я дома, и у меня не болит голова, я чувствую себя моложе, чем вчера. Мне двадцать восемь лет, только… Все хорошо, все от бога, но мне кажется, если бы я вышла замуж и целый день сидела дома, то это было бы лучше.

Вот приходит на день рождения учитель Кулыгин. Обратим внимание на чеховскую ремарку: «Входит Кулыгин в форменном фраке». Почему он в «форменном фраке» является на семейное торжество? Да потому что ему больше не в чем идти! Он учитель, стало быть, беден. В ремарке Чехов лаконично и тактично обратил наше внимание на эту деталь.
Что же дарит на день рождения Кулыгин своей сестре?

- И потом поднести тебе в подарок вот эту книжку. (Подает книжку.)

А что ещё может подарить учитель?)))
Только книгу… Он же не Паратов из «Бесприданницы», чтобы дарить колье…
Книга эта «особенная»! «История нашей гимназии за пятьдесят лет, написанная мною», - с гордостью сообщает Кулыгин.

Чехов – гений. Одна строчка: «История нашей гимназии за пятьдесят лет, написанная мною», а сколько за ней кроется! Как много можно прочесть между строк! «Между строк» читается нелепость подарка, удручает мысль: зачем молодой девушке нужна история гимназии? Добивает фраза: «В этой книжке ты найдешь список всех, кончивших курс в нашей гимназии за эти пятьдесят лет». Ну и что с этого? Оно ей надо? У неё голова болит от гимназии! Ей замуж хочется! А от такого подарка ей остаётся только завыть.

«Между строк» чётко вырисовывается и образ самого «дарителя». Это ограниченный и недалёкий человек, вынужденный ради куска хлеба посвятить всю свою жизнь гимназии и в конце концов смириться со своей участью раба.

Предположим, у Кулыгина нет возможности путешествовать по миру, устраивать у себя дома приёмы гостей, заниматься благотворительностью и т.д.

Страшно другое - ему ничего и не нужно, так как у него нет желания и стремления что-нибудь изменить в своей жизни. Он даже не задумывается о том, что помимо школы есть ещё театр, природа, рыбалка, охота, музыка, спорт, коллекционирование, книги. Можно сад посадить и всё там такое… Но Кулыгин доволен собой, не без гордости цитирует латинское изречение: « Feci, quod potui, faciant meliora potentes», что означает «Сделал, что мог, пусть, кто может, сделает лучше».

Чеховские учителя представляют собой печальную картину, апофеозом которой является "человек в футляре" Беликов.
И что-то эта картина мне напоминает…


Добавить комментарий