Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

29
янв
2011

Творческая мастерская

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.
«Мой край, задумчивый и нежный…» ( родная природа в творчестве Есенина)
Индуктор (мотивация).
Слово учителя. Мы входим в мир… Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена потребность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению, потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или читать, или слушать. Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир прекрасен. Мы будем сегодня говорить об удивительном и самом красивом творении на земле - о цветах.

«Мой край, задумчивый и нежный…» - так воспевал Сергей Есенин природу средней полосы России. Мы проследим по творчеству поэта, какие краски, звуки, деревья, цветы воспеты в его стихах о родной земле. Постараемся создать свои вдохновенные произведения, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья.
(На экране демонстрируются слайды с изображением разнообразных цветов, звучат стихи Н. Рубцова).
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который никогда не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось. Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

Какие ассоциации у вас связаны со словом цветы? Запишите слово цветок, а под ним свои ассоциации.
Работа в группах «Упражнение «Мозаика»
Встаньте, возьмите словари и подготовьте:
1 гр. Лингвистический анализ концепта «цветок».
2 гр. Происхождение и лексическое значение
3 гр. Словообразовательное гнездо.
Презентация продукта деятельности.

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА
Учащиеся разбиваются на группы.
Задания: 1 группа. Биологическая. Выписать из стихотворений Есенина примеры упоминаний о цветах, сделать вывод: какие цветы воспевает поэт и почему.
2 группа. Живопись. Выписать из стихотворений Есенина высказывания о красках русской природы, систематизировать и обобщить полученный материал. Нарисовать цветы, упоминающиеся в стихотворениях Есенина.
3 группа. Подготовить сочинение-метафору «Я цветок».
4 группа. Социологическая. Подготовить сообщение «Традиционное использование цветов в обществе: мотивы, причины, воздействие».
5 группа. Составить букет любимому поэту Сергею Есенину. Выбор цветов обосновать, букет описать.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Учащиеся презентуют творческий продукт.
1 группа.
Маком влюблённое сердце цветёт,
Только не мне она песни поёт.
*
Сыплет черёмуха снегом…
*
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы, кроткие монашки.
*
Цветёт болотная купель,
Куга зовёт к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
*
Белая свитка и алый кушак,
Рву я по грядкам зардевшийся мак.
*
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам…
*
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
*
Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…
В творчестве Есенина воспеваются полевые цветы: болотная купель, кашки, резеда, ландыши, маки, ковыль. Поэту дорого всё то, что он видел каждый день в обыденной жизни на своих родных рязанских просторах. В неприметной на первый взгляд красоте простых цветов Есенин видел поэзию. Цветы созвучны его душе: «В сердце ландыши вспыхнувших сил…» Из цветов поэт сплетает венок своей родине.

2 группа.
Живописное мастерство Есенина.

За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
*
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
*
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега.
*
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
*
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчётлив стук подкованных копыт,
Трава поблёкшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.
В творчестве Есенина-живописца преобладают синие и голубые цвета. «Синь сосёт глаза», трава у поэта голубого цвета, синее небо, посинела вода, заголубели долы…
Рязанские просторы безграничны, образ родины у поэта овеян туманами синих далей: «Не видать конца и края, только синь сосёт глаза».
3 группа. Сочинение-метафора.
Я цветок, красный мак. Вижу вокруг огромное поле, на нём множество таких же, как и я, моих огненных собратьев. Обо мне даже в песне поётся: «Маки, маки, красные маки… Горькая память земли… Неужели вам снятся атаки тех, кто с этих полей не пришли?» Красные маки стали символом пролитой в былых боях крови за мирное небо над головой.
Летний ветерок колышет мои лепестки. Вот прилетела и села на меня пчёлка. Какая она красивая! Вокруг зелёные травинки-подружки столпились. Радуются солнышку, теплу. Люди говорят, что зелёный цвет не сочетается с красным. Почему же они с таким удовольствием любуются моим алым соцветием на фоне зелёной травы? Об этом надо подумать… Зачем я живу и цвету? Для радости и красоты. Разве этого мало – дарить людям радость? Я древнейшее растение на земле. Мне посвящены легенды.

В Древнем Риме мак был посвящен богине земледелия Церере, так как он рос среди хлебных полей. По легенде, Церера странствовала по земле, не находя покоя и отдыха. Тогда встревоженные боги стали выращивать цветы мака. Однажды Церера собирала букет и забылась сном. Когда проснулась, то пришла в неописуемую радость от богатого урожая. С тех пор обильность цветения мака связана с видом на урожай.
Я обладаю целебной силой, утоляю боль, помогаю крепкому сну, являюсь вкусным лакомством, во мне созревает до 30 000 зёрнышек. В Беларуси во время свадебного обряда раздают кашу из пшена и мака, как приносящую счастье. В Украине этот цветок считают символом красоты и молодости, у немцев он считается символом плодородия. В Сибири же мак сыплют в башмаки новобрачных, чтобы они не были бездетными.
На свадебных торжествах украинские парни, сопровождающие жениха, обязательно продевают в петлицу червонный мак, а подружки невесты украшают себя маками и ромашками. Да и трудно удержаться от соблазна оживить букет ромашек ярким всполохом мака.
"Маки, маки, маковочки, золотые головочки!" - запевали песню русские парни и девушки, собравшиеся на лужайке в хороводную игру "Ермак".
Станем мы так, спросимте про мак: "Ермак, Ермак, поспел ли мак?" - "Только посеян!" - отвечал юноша "Ермак", стоявший в центре круга. Хоровод запевал песню во второй раз. "Ермак" отвечал: "Всходит!" На третий ответствовал: "Цветет!" На четвертый: "Зреет!" И, наконец, испуганное: "Поспел!" На что все бросались к "Ермаку", тормошили его, изображая, как трясут и теребят мак, и "Ермаку" ничего не оставалось, как спасаться бегством.
С маком связаны русские слова "макушка", "маковка" и украинское - "макитра".
У поляков и поныне бытует обычай готовить под Новый год клецки с маком.
Я мак, и я счастлив, что нужен вам, люди. Спасибо!
4 группа. Социологическая.
В обществе цветы сопутствуют человеку на всех этапах его жизни: от рождения и до самой смерти. И даже после смерти человека на могилу несут цветы. Мы дарим цветы на праздники, дни рождения, дарим и без повода, просто так, чтобы сделать приятное. Люди сделали искусством умение составлять букеты, научились говорить языком цветов, символами, которые они в себе несут. В 15 веке возникла в Японии икеба́на — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Цветы выращивают в комнатных условиях, изобретают всё новые и новые сорта растений. Существует много видов цветов, но людям всё мало, и они работают над созданием новых видов постоянно и бесконечно. Почему? Потому что это красиво, а красота нужна людям всегда, каждый день их жизни на земле.
5 группа.
Цветы любимому писателю.
В свой букет мы набрали полевых цветов, воспетых поэтом. Это цветущая гречиха, резеда, кашка, болотная купель, маки, полевая гвоздика. Возвышается над всем этим великолепием белая веточка черёмухи, которой Есенин посвятил больше всего поэтических строк. Колоски тоже присутствуют в букете, так как их образ сливается с образом России для певца рязанских раздолий. ( Рисунок, искусственные и живые цветы).
Игра «Продолжи строчку»
(можно провести игру по типу «Снежный ком»)
- Бутонов круглые бубенчики
- Слуги весны к нам в гости пришли
- Я не верил в чудеса
- Однажды весной в долине лесной
- Я коснулся лепестка
- Кругом царила жизнь и радость
И т.д.

(Выставка поделок, рисунков, рассказы о своих замыслах и воплощениях)
Рефлексия (устно или письменно).

Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:
• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?


Добавить комментарий