Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

19
окт
2021

Судьба матери Сергея Есенина

Что мы знаем о матери Сергея Есенина? Что она часто ходила на дорогу в старомодном ветхом шушуне, мечтала о другой судьбе для сына:

Но если б был ты в доме,
То было б все,
И при твоем уме —
Пост председателя
В волисполкоме.

…у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.

*

Мать Есенина вышла замуж по законам того времени в 16 лет, её супругу было 18 лет. Вскоре после свадьбы он уехал на заработки в Москву, где работал помощником в мясной лавке. Как сегодня, так и тогда,  в далёком прошлом, люди от безысходности и загнанности рвались в Москву на заработки.

Татьяна Фёдоровна не хотела оставаться одна в доме родителей своего мужа, нарушая тем самым неписаный закон: невестка должна жить по домостроевским правилам.

Мужа она  видела только иногда по праздникам. В отчаянии женщина решилась подать на развод, в этом поступке ясно обозначен «Луч света в тёмном царстве». Разве не очевидно сходство с Катериной из «Грозы» А.Н. Островского?

Церковь накладывала на инициатора развода епитимью и семилетнее безбрачие. Женщина лишалась наследства сама и лишала его детей.

И всё же Татьяна Фёдоровна решилась на отчаянный шаг: она уехала в Рязань, где устроилась прислугой в купеческий дом. Сын Сергей Есенин остался жить у деда  Фёдора Титова.

Вскоре письмом попросила у мужа развод.

Тот письменно отказал и наконец-то явился сам : уговаривать её вернуться. Но опоздал.

Застал жену… беременной. И как ни высчитывай — не от него. На тот момент ей было уже 27 лет.

А Александр Никитич повёл себя не в мужицкой традиции — объявил жене, что готов… простить её при одном условии: новорождённого передать в приют.

Татьяна отказалась, стояла на своём и требовала развода. (Вот откуда стенькаразинские истоки характера Сергея Есенина). Суд требования матери отклонил и обязал её вернуться в семью.

Сначала Александр Никитич наведывался к ней в Рязань. Потом она переехала к нему в Москву, где даже поработала на кондитерской фабрике.

Внебрачный сын Саша был передан на воспитание константиновской соседке Екатерине Разгуляевой. Всю жизнь Татьяне Фёдоровне из неведомых доходов придётся платить соседке деньги на его содержание.

"Взяла Сашу на руки, прижала, стала целовать, заливаясь слезами. Затем схватила себя за волосы и вырвала прядь прямо с корнями. С головы змеиными струйками потекла кровь и залила ее обезумевшее лицо…Согрешила Татьяна Федоровна перед мужем и Богом. Тяжко согрешила. Но и казнилась она за свой грех всю жизнь. Сполна испила чашу материнской тоски по брошенному сыну. Всю жизнь тосковала по нему, при всяком удобном случае навещала, и любила щемящей, виноватой любовью. Любила больше, чем другого сына – Сережу, который так же, как и его братишка, Саша, не познал материнской ласки".

Образ матери Сергеем Есениным был канонизирован: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мой несказанный свет».  В стихотворении "Песнь о собаке" Есенин воспел материнскую собачью тоску об отнятых щенятах:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Максим Горький удивлялся тому, что читая это стихотворение, Есенин плакал. Для него осталось тайной такое прочувственное переживание. А ничего таинственного в этом не было, если учесть, что плакал он не о судьбе неизвестной собачонки. Он плакал о судьбе человеческой. О судьбе собственной матери… Он, не познавший материнской ласки познал другое, то, что определено русским народом в святых словах: «Первая Мать – Пресвятая Богородица. Вторая мать – сыра земля. Третия мать – кая скорбь приняла». Вот почему Татьяна Федоровна была для Сергея матерью в самом полном понимании это слова. Цитаты отсюда

Трогательные строки «писем к матери» и «от матери» ушли в народ, знакомы каждому человеку. В фильме Василия Шукшина «Калина красная» песню на стихи «Письмо к матери» поёт заключённый в колонии строгого режима, причём в съёмках этой сцены принимали участие не артисты, а настоящие заключённые. Если даже в тюрьме знают поэзию Есенина, то разве этот факт не является доказательством всенародной любви к поэту?

(В заметке использованы материалы книги Захара Прилепина «Обещая встречу впереди»).

 


Добавить комментарий