Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

02
янв
2011

Советская Гавань Хабаровского края. Путешествие на родину.

Советская Гавань Хабаровского края. Путешествие на родину.
Как лососи, всплывая с глубин океана и подчиняясь неведомой силе, стремятся к родному ручейку или реке, к тому место, где они родились, так и я всем сердцем и душой тянусь к родным местам – Советской Гавани Хабаровского края. Там я родилась. Туда меня манит какая-то неведомая сила. Гены? Инстинкт? Разве кто-нибудь знает ответ?

Ещё в раннем детстве я мечтала оказаться на берегу Татарского пролива в Тихом океане, чтобы зачерпнуть в пузырёк из-под лекарства (почему именно из-под лекарства, не знаю) морской воды, а потом хранить это достояние дома, показывать всем знакомым и говорить: «Это вода из Тихого океана».
Судьба распорядилась так, что живу я сейчас за несколько тысяч километров от «малой» родины и побывать в тех местах мне вряд ли доведётся. Но беспредельные возможности нам предоставляет интернет!
Советская Гавань до 1921 года называлась Императорская Гавань, в честь императора Николая, правившего в России во время открытия гавани.
Эта одна из лучших естественных гаваней мира открыта была в 1853 году специальной Амурской экспедицией, возглавляемой Г.И.Невельским.
«Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана», — с восхищением писал В.А. Римский-Корсаков.
Императорская Гавань становится лесоторговым центром Востока России, в 20 веке здесь появляется первый судоремонтный завод, вводится в эксплуатацию машиностроительный завод, строится мелькомбинат. В настоящее время Советская Гавань – конечная точка Байкало-Амурской магистрали, морской порт Северной Тихоокеанской флотилии.

Искупаться в водах Тихого океана нам вряд ли удастся: самая высокая температура воды летом достигает всего 15 градусов. Разве что рискнуть и окунуться! Теперь, став южанкой, я привыкла к тёплому Азовскому морю, вода в котором почти как в ванной – 30 градусов всё лето. Бывает, что камбала и бычки идут от жары «на замор», так называют местные жители это явление, когда рыба от нехватки кислорода косяками подплывает к самому берегу. Отдыхающие без труда черпают тазиками обессиленную и несопротивляющуюся рыбу, замораживают в холодильниках, сушат засоленных бычков на солнце, чтобы потом употребить «к пивку», а местные жители, избалованные морскими дарами, такую рыбу не едят: «Она шла на замор». Это как в моей родной Белоруссии: в лесу сыроежки даже не собирают, их за грибы не считают. Изобилие «ассортимента» делает людей «гурманами», а по-народному если сказать, то «харчами перебирают».
К слову, о «харчах». Отец мой рассказывал, что после шторма на берегу в Советской Гавани можно было увидеть огромных крабов и много других всяких «интересностей». В те времена консервы из крабов и печени трески были самыми дешёвыми, самыми популярными в среде вечно голодного студенчества всё по той же причине дешевизны. Сейчас крабы и печень трески перешли в разряд «деликатесов». Я уже не говорю о красной икре. Тогда её простой народ засаливал в бочках, как засаливают огурцы, и ел ложками с картошкой. Лососевой рыбы было столько, что когда она шла по Амуру на нерест, то по ней, как по мосту, можно было перейти реку. Мама, рассказывая мне о Советской Гавани, вспоминала: «Как надоела эта вечная икра с картошкой!» А ещё из воспоминаний о детстве – это горы мандаринов. Сказывалась дружба с Китаем, который заваливал этими ароматными плодами все магазины.
Почему нам всегда кажется, что в детстве всё было лучше, чем сейчас?


Добавить комментарий