Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

13
янв
2011

Синквейн. Использование технологических методов развития критического мышления на уроках литературы.

Синквейн
Это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии вызова – сжатое обобщение актуализации опорных знаний; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. Внешняя форма синквейна проста:

находится в тексте ключевое слово, оно будет заглавием.
Вторая строчка – придумываются два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строчка – три глагола, характеризующих ключевое слово.
Четвёртая строчка – предложение из четырёх слов (служебные части речи не считаются).
Пятая строчка – вывод словом или словосочетанием.
Привожу примеры.
Урок по теме : «Комедия «Горе от ума». Молодое поколение в комедии». 9 класс.
На «стадии вызова» можно поиграть в игру «Да – нет». (Это тоже инновационный метод в обучении).
Учитель:
Отгадайте ключевое слово темы нашего урока. (Слово «молодёжь»).
Описание игры «Да – нет».
Учащимся разрешаю задать всего 12 вопросов, если они не отгадали, то проиграли мне. Никто из них не получит в награду дополнительный балл к оценке за урок. Ученику, первому нашедшему правильный ответ, к оценке за урок добавляется один балл. Если оценка за урок у данного ученика была высокой и не требовалось её повышения, то «премированный» балл может быть использован на следующем уроке.
Эта игра активизирует учебный процесс, помогает позитивной настроенности на обучение. Вопросы должны учащимися составляться так, чтобы на них можно было ответить одним словом: или «да», или «нет». Например:
1. Это слово упоминается в комедии Грибоедова? (нет)
2. Это слово обозначает понятие? (да)
3. Это понятие литературоведческое? (нет)
4. Это понятие, относящееся к обществу?
5. и так далее…

Ключевое слово найдено – молодёжь.
Учитель:
Чацкий в комедии Грибоедова является представителем прогрессивной молодёжи. Какой должна быть молодёжь, по мнению писателя? (Предлагаются варианты прилагательных для синквейна, выбираются два более точных).
Что делает молодёжь? (Строим следующую строку синквейна, придумываем три глагола).
Оформляем главную мысль о молодёжи в предложение.
Последняя строчка – вывод из всего сказанного.
Получаем вариант синквейна:

Молодёжь
Прогрессивная, активная.
Стремится, борется, побеждает.
Вносит обновления в жизнь общества.
Надежда на свершения.
Синквейн на эту же тему в конце урока, на стадии рефлексии, будет совсем иным. Учащиеся, изучив тему «Молодое поколение в комедии Грибоедова», познакомятся с антиподом Чацкому – Молчалиным, ограниченным Скалозубом, заблуждающейся Софьей, расчётливой служанкой Лизой, поймут, что эти представители молодёжи не оправдывают надежды писателя на скорые перемены в развитии общества.
Вывод может выглядеть так:
Молодёжь.
Прогрессивная, консервативная.
Борется, заблуждается, угождает.
Не вселяет надежды на лучшее будущее.
Застой в развитии.
Дополнительный материал.
Примеры синквейна.
Учитель.
Добрый, справедливый.
Любит, верит, надеется.
Влечёт в безбрежный океан знаний.
Компас в океане.

Ученики.
Задорные, интересные.
Радуют, огорчают, учат.
Бодрят силы учителя оптимизмом.
Источник молодости.
Школа.
Вечная, незабываемая.
Бурлит, выпускает, принимает.
Из родника берут начало реки.
Родник детства.


Комментарии
Спасибо! )
Опубликовано чт, 12/08/2011 - 18:06 пользователем madama
Огромное спасибо за интересные и содержательные разработки ваших уроков, они помогли мне найти ответы на некоторые мои вопросы. Творческих Вам свершений!!!
Опубликовано чт, 12/08/2011 - 11:45 пользователем Гость (не проверено)
Добавить комментарий