- Класс к уроку готов: все дети разделись и бегают голые по школе, - сообщила мне коллега перед началом урока.
Тревожная ассоциация:"Кони пьяные, хлопцы запряжены" ("Свадьбы в Малиновке").
Это у нас сегодня заключительный урок по легендам и мифам Древней Греции. В Греции ведь жарко, температура +50 – это норма для лета, вот ребятишки и облачились в облегчённые одеяния для презентации и защиты проектов .)
Несколько дней до этого шла подготовка к защите проекта. Обратилась ко мне ученица:
- А как мне повеситься?
- ?!! – в моей душе в ужасе зашевелился чеховский Беликов. Ученица, умненькая девочка, поняла «немую сцену», улыбнулась и продолжила:
- Просто моя героиня мифа повесилась.
Затянувшееся молчание с моей стороны выглядело уже неприлично, давно пора было прийти в себя и что-то сказать:
- Какой миф вы выбрали для инсценировки?
- Про Арахну –паука.
Миф действительно очень интересный и малознакомый.
Арахна – искусная ткачиха, которая посмела заявить самой Афине, покровительнице ткацкого ремесла, что превзошла её в мастерстве.
Состоялось состязание.
Как вы думаете, какие узоры мастерицы выткали? Афина – сцену своей победы над Посейдоном, а Арахна – о ужас! – сцены из похождений Зевса. Разгневанная Афина уничтожила творение: порвала ткань.
Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась.
Далее произошла «Метаморфоза», описанная Овидием.
Афина освободила Арахну и сказала:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука.
*
В общем, посоветовала ученице «ужастики» - сцену с повешением - убрать, заменить её рассказом от автора, а затем показать превращение в паука.
Немного "теории".
Тема: Путешествие в страну Мифов.
Презентация и защита проектов по литературе в 6 классе на тему «Легенды и мифы Древней Греции».
Проектные задания:
1. Подготовить презентацию героя мифа (характеристика героя, поступки, чем этот герой привлёк моё внимание).
2. Литературные игры. «На Олимпе», «В гостях у Геракла». Кроссворды, викторины.
3. «Экскурсия по историческому музею».
4. «В древнегреческой школе».
5. Инсценировка мифов Древней Греции.
Что из всего этого получилось – смотрите на фото.
На школьной доске - картинки. Среди них - какая-то муха... Зачем, к чему?
- Что это за муха у вас? - спрашиваю у учеников.
- Это не муха, а овод, в которого превратился Зевс.
- I am sorry, - подумала, но не произнесла вслух.
*
И о том, что болит... Это дети Донбасса... у нас - ДНР.
*
Продолжая тему «школьных будней»… (ох, уж эти предложения с деепричастным оборотом! Когда уже люди научатся их правильно писать!
«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа…» - чеховский юмор актуален) .
Сегодня на классном часе отвели время для подготовки к школьному мероприятию – «Картинная галерея». Каждый класс должен «оживить» какую-нибудь картину, рассказать о художнике, истории создания произведения и представить в собственном изображении из живых фигур.
Выбрала картину «Оборона Севастополя» А.Дейнеки.
На экране – картина. Класс исполняет песню:
Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На плёнке старой.
Нелёгкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Её согреем!
Припев:
И всё о той весне
Увидел я во сне.
Пришёл рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых –
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далёких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Материал для «презентации» картины:
Картина «Оборона Севастополя» — это одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Она по праву является одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.
На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.
История создания картины.
Однажды во время войны художнику Александру Дейнеке показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Потрясённый увиденным, художник решил написать картину «Оборона Севастополя», потому что этот город он любил. «Любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
Описание картины.
На картине мы видим символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков.
Перед нами – схватка жизни и смерти, светлых сынов народа и чёрных вражеских полчищ.
...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины, центр композиции.
Матрос, который со связкой гранат противостоит геометрически точному ряду вражеских штыков, на полотне запечатлён в момент решающего шага в бессмертие. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага.
Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.
В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали вглубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих.
Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.
Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба - самый яркий - контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом.
Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.
Мы победим! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
В конце программы – исполняем гимн Севастополя:
Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей,
Расскажи ты всем на свете
Про любимый город мой.
Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах
Воевали наши деды
И прославили в боях
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь,
Севастополь —
Гордость русских моряков!
Здесь мы в бой, святой и правый,
Шли за Родину свою,
И твою былую славу
Мы умножили в бою.
Скинув черные бушлаты,
Черноморцы в дни войны
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны,
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь,
Севастополь —
Гордость русских моряков!
Если из-за океана
К нам враги придут с мечом,
Встретим мы гостей названых
Истребительным огнем:
Знает вся страна родная,
Что не дремлют корабли,
И надежно охраняет
Берега родной земли
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь,
Севастополь —
Гордость русских моряков!
*