Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

30
апр
2019

Савва Мамонтов: "...от строительства железной дороги в Донбассе испытываю гордость"

Савва Иванович Мамонтов. Меценат Донбасса.

Савва Иванович Мамонтов известен как меценат в области искусства. Это он выдвинул на оперную сцену Фёдора Шаляпина,

сделал популярным Мусоргского, создал успех Римского-Корсакова. Декорации для оперных постановок, по приглашению С.И. Морозова, создавали художники Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Репин, Антокольский. Без Мамонтова, может быть, и не пробился бы к славе Врубель, картины которого были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке.

Но мало кому известно, что это он, Мамонтов, провёл железную дорогу на юг, к Донецким угольным копям, « для соединения их с угольным центром – хотя в то время, когда он начинал это важное культурное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом»: «Бесполезная затея». Лесов было сколько угодно: топи — не хочу. «Дорога будет бездоходная». «Не дело». «Пойдем по пустынным местам»

Правительство России приняло решение 22 апреля 1875 года о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги. Обладателем концессии на строительство дороги стал богатый русский промышленник С.И.Мамонтов, организовавший акционерное общество. 1 декабря 1878 года открылось движение на линиях общей протяженностью 389 верст. В 1879 году вошли в строй ветви Попасная-Лисичанск, Хацепетовка-Криничная-Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной достигла 479 верст.

Подробнее здесь

«Я не Самуил Поляков. Я — Савва Мамонтов, и от строительства каменноугольной дороги в Донбассе испытываю не стыд, а гордость. Я строю на века, ради потомков, а не ради барышей, даст Бог времени и сил — возьмусь за строительство морского порта в Мариуполе и вместе с классной железной дорогой, вместе с обновленным азовским флотом он может стать на зависть всему прочему миру!»

Надо поставить памятник этому человеку в Донецке.

 


Добавить комментарий