Прежде чем посетить «Японский сад» в парке Галицкого в Краснодаре, стоит сначала задуматься о том, что за люди японцы. Жители крохотного островного государства с уникальной культурой и экономикой, как они умудрились войти в пятёрку мировых лидеров по производству стали? Китай - 1032,8млн тонн стали, Индия -118,1, Япония - 96,3, США - 86, Россия - 76. Япония - мировой производитель прекрасных шерстяных тканей, из которых в Англии шьют военные мундиры, в том числе для королей. Благодаря чему и как крошечному государству удалось заполонить рынки всего мира своими автомобилями и электронной техникой?
В области научных исследований Япония является ведущей страной в мире.
Среди японцев 13 нобелевских лауреатов по физике, химии и медицине, три лауреата Филдовской премии и лауреат премии Гаусса.
Образовательная система Японии – одна из основных составляющих экономического процветания этой страны. Об этом у меня в блоге ЗДЕСЬ
Отношение японцев к образованию - результат государственной политики. Многие из японок говорят о том, что воспитание детей – это всё, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была “икигаи” - "имеющая смысл". Японка рассматривает эмоциональный контакт с ребёнком как своё основное средство контроля, а получение им образования – как результат своей жизни.
Может быть, секреты успеха кроются в непривычной для нас системе ценностей и критериев? Например, японцы часто устраивают праздники любования каким-либо красивым явлением природы. В день осеннего полнолуния они выходят ночью всем народом на улицу, чтобы полюбоваться красотой ночного светила - Луной (фестиваль Цукими).
Когда в разных регионах страны поэтапно цветёт сакура, они мчатся на поездах во все концы, чтобы поочерёдно запечатлеть эти мгновения прекрасного и продлить их.
В каждом японском жилище есть своеобразный алтарь красоты – ниша, где стоит ваза с сухой веткой. (!!!) А уж сколько философии и тайны смысла сокрыто в каждой линии, в каждом оттенке, в каждом изгибе веточки!
Если даже в изгибе веточки кроется философия и тайный смысл, то что уж тогда говорить о литературе. Над одним хокку можно размышлять целую жизнь:
Пестик из дерева.
Был ли он сливой когда-то?
Был ли камелией?
О чём? Это вам и Гамлет с размышлениями о бренности жизни («Бедный Йорик!»), и Александр Македонский, и Юлий Цезарь ("Истлевшим Цезарем от стужи Заделывают дом снаружи. Пред кем весь мир лежал в пыли, Торчит затычкою в щели»), и все тома философских книг в одном хокку.
В общем, умом Японию, как и Россию, не понять, аршином общим не измерить. Несмотря на абсолютную несхожесть во всём, есть у нас всё же много общего: японцы обожают наш балет, театр, русскую литературу. Всех нас объединяет стремление к прекрасному. Именно это чувство и привело нас в «Японский сад». Походим, посмотрим, пофилософствуем.))
Пока ещё в силе в "Японском саду" ранние цветы, но осенью, уверена, повсюду появятся хризантемы, роль которых в японской культуре знаменательна. Хризантема - цветок японских императоров, она украшает императорскую печать, одежду и является частью высших государственных наград.
Здесь нужно медитировать и философствовать, развивать умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.))
"Японский сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты" (из Википедии).
Да, "тягу японцев к любованию природой" могу подтвердить лично. Видела много японцев во время отдыха в Хорватии. Мы ужинали на открытой террасе. Вечер. Солнце садилось над морем. Все вокруг ели и не обращали внимания на то, как "погасало дневное светило". И только японцам было не до ужина - расставили треноги для своих фотоаппаратов, каждые пару минут фиксировали на снимках заход солнца и всё время улыбались так, как дети улыбаются при виде новой игрушки и как будто они никогда раньше такого заката не видели.
Добавим немножко аттической соли в рассказ о том, что за люди японцы. Рассказывает режиссёр Марк Захаров: " Поразило, конечно, и японское мышление, и восприятие Чехова одной из наших очень молодых переводчиц. Милая японская девушка, посмотрев наш второй спектакль, пришла за кулисы зареванная, утирая слезы, сказала: "Я отсена, отсена хосю выйти замус за русского селовека". Мы были крайне удивлены и спросили: "Почему? Зачем?". И тогда она сказала гениальную фразу: "Стобы мутися". Чтобы мучиться!.."
(Вероятно, японке в её спокойной, размеренной жизни не хватало тех страстей, накала чувств, страданий, которые разрывали на части душу Нины Заречной в чеховской "Чайке". "Мучиться" - это для переводчицы означало жить по-настоящему, гореть, а не тлеть).
Продолжение будет.