Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

22
мар
2019

Промышленный пейзаж Донбасса в творчестве художника А.В. Куприна и писателя А.И. Куприна

Пейзаж – самая благодатная почва в живописи. Русские художники-пейзажисты И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовский и др. запечатлели на своих полотнах красоту родной природы. Мастерство пейзажистов достигло такой степени, что «Умри, Денис,  лучше не напишешь!» ( Григорий Потёмкин после премьеры «Недоросля» Денису Фонвизину).

В поисках нового, расширяя рамки своего творчества, живописцы ХХ века обратились к теме "промышленный пейзаж".

Кто и зачем пишет промышленные пейзажи?

Алексей Васильевич Куприн  (1880 – 1960) стал одним из основоположников «промышленного», или, как ещё говорят, -  «индустриального пейзажа».  Темы его картин совсем не поэтические : «Донбасс»,  «Макеевский металлургический завод», «Макеевский  коксогазовый завод». Согласитесь, неожиданный поворот в искусстве от берёзки к заводу. Что прекрасного может быть в "Молохе"?

Тем не менее, тема "промышленного пейзажа" в живописи совпала с возникшим интересом к ней и в литературе.  Да ещё как совпала в теме индустриального Донбасса - фамилиями мастеров! Писатель А.И. Куприн создаёт в "Молохе" образ завода-чудовища: "Завод спускался вниз тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие паровозы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели наверх, исчезали на несколько секунд в туннелях, откуда вырывались, окутанные белым паром, гремели по мостам и, наконец, точно по воздуху, неслись по каменным эстакадам, чтобы сбросить руду и кокс в самую трубу доменной печи".

"Это была страшная и захватывающая картина. Человеческий труд кипел здесь, как огромный, сложный и точный механизм. Тысячи людей — инженеров, каменщиков, механиков, плотников, слесарей, землекопов, столяров и кузнецов — собрались сюда с разных концов земли, чтобы, повинуясь железному закону борьбы за существование, отдать свои силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперед промышленного прогресса".

 Смотрю на картины родного моего Донбасса  и понимаю, как он мне дорог.  Огненные сполохи в ночи металлургических плавок, чёрные от угля шахтёры, из тех,  «кто поднялся с зарёй на-гора» и умеет ценить солнце и высокое небо, как поётся в песне. И «звезда над нашей шахтой венчает славные дела».

Тяжёлый труд металлургов и шахтёров высоко ценили в ТОЙ стране, которая была нашей общей Родиной. Самая высокая зарплата по стране  - шахтёрам и металлургам, лучшее снабжение по первой категории – Донбассу, квартиры, медицинское обслуживание, бесплатное обучение – не перечислишь всего, чем благодарила Родина  за  тяжёлый, но такой  жизненно важный труд. А главное – это почёт и уважение, которым окружали простых тружеников.

«Донбасс – это всесоюзная кочегарка», «Донбасс – хлеб промышленности» - повсюду можно было прочесть подобные лозунги.

Конечно, в самом процессе индустриализации заложены глубинные противоречия между человеком и природой, между привычным и стремительно меняющимся укладом жизни. Такова жизнь, что человеку приходится отдавать "силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперёд промышленного прогресса".

После развала Советского Союза  бурно развивавшееся ранее промышленное производство остановилось, «промышленный пейзаж» в искусстве прекратил своё существование… Исчезли токи, питавшие и вдохновлявшие художников, писателей, композиторов.

Спасибо художнику, что успел запечатлеть Макеевский коксохимический и коксогазовый завод. Память.

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.


Добавить комментарий