Встречаю выпускников 11-го класса. На мой вопрос «Куда поступил учиться?» получаю практически от каждого одинаковый ответ: «На юридический факультет». Ещё «На прокурорскую деятельность».
Как?! Учился на тройки – и в прокуроры?! «А на платное всех берут», - отвечают они. Вероятно, двоечники в педагогический подадутся. Ведь способных учеников туда теперь и калачом не заманишь: зарплата маленькая - ответственность огромная, прав никаких – обязанностей множество, и каждый день горы бумаг писать («дебюрократизация» идёт полным ходом).
В общем, около 50% выпускников поступили на юридический факультет. Зачем стране столько юристов? Почему такой однообразный выбор профессии? Престиж?
У Сергея Михалкова есть стихотворение «Школа», в котором поэт вспоминает своих одноклассников, сравнивает, какими они были в школе и кем стали потом:
…Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один — моряк, другой — танкист,
А третий — инженер,
Четвертый — цирковой артист,
А пятый — землемер,
Шестой — полярный капитан,
Седьмой — искусствовед,
Восьмой — наш диктор, Левитан,
Девятый — я, поэт.
Танкист, инженер, цирковой артист, землемер, полярный капитан, искусствовед, диктор Левитан, поэт Михалков – такой выбор осуществляли ученики в Советском Союзе. Сравните: теперь – одни юристы. Кто же на производстве будет работать? Ведь наш Донбасс – край шахтёров и металлургов. Металлургические, коксохимические заводы ждут специалистов. Шахтёры нужны, газосварщики, электрики.
Все - юристы и прокуроры! По-моему, это катастрофа как для общества, так и для каждого выпускника.
Что творится? Останутся ли чаши весов в равновесии?