Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

29
дек
2010

Открытый урок русского языка. Развитие речи (5 - 6 классы).

Открытый урок русского языка. Повторение сведений о типах и стилях речи (5 – 6 классы)
Тема: повторение сведений о типах и стилях речи.
Цель: повторить, закрепить, расширить и углубить знания учащихся о стилях и типах речи;
формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;
развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих, аналитических и проблемных видов работ; способствовать развитию умений обобщать, конкретизировать, отбирать нужный для раскрытия темы материал;
воспитывать в детях стремление мечтать и фантазировать, верить в торжество добра и справедливости.

Ход урока.
1. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим сведения о стилях и типах речи. Только урок у нас будет необычный, сказочный.
Чтоб на Марс могли слетать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.
Объяснить нам не успел
Ни один учебник:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник.
Учитель: «С детства учимся мечтать мы у старой сказки»… Сегодня нас ожидает путешествие по сказке!
Давным-давно, много лет назад, похитил Кощей Бессмертный у людей главные слова, заветные. И начались на земле раздоры, войны, вражда. Люди не знали, зачем и ради чего надо жить. Не знали, к чему стремиться. Утратили ощущение счастья. Как синюю птицу, искали счастье повсюду и не могли найти.
Что же это за слова, которые могут сделать всех людей счастливыми?
Мы их должны будем найти.
На доске – план игры. За каждое выполненное задание вы получите от одного до трёх баллов. Это будет ваша оценка за урок.
А сейчас давайте войдём в сказку, проверим ваше домашнее задание – творческую работу «Если бы я был героем сказки, то я был бы…»
2. ( Проверяем домашнее задание. Учащиеся читают творческие работы.)
3. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Благодаря вашим сочинениям мы уже вошли в волшебный мир сказок.
А сейчас нам предстоит встреча с яблонькой из русских народных сказок.
Ученица: (В костюме яблоньки) Ох, тяжело мне! Плоды клонят мои ветки книзу. Отведайте моего яблочка! Сорвите с дерева!
Учитель: Мы в том случае сможем помочь яблоньке, если правильно определим орфограмму в словах.
(Срывают «яблоки», на них с обратной стороны слова с орфограммами. Учащиеся объясняют написание слов).
4. Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как отправиться в путь, мы должны вооружиться знаниями. Повторить сведения о типах и стилях речи. Какие стили речи вы знаете?
Какие стили речи вы знаете?
Ответы:
1. Художественный.
2. Разговорный.
3. Публицистический.
4. Научный.
5. Официально-деловой.
Учитель: Давайте потренируемся в определении стилей речи. Послушайте фрагмент песни и определите стиль.
(Звучит, например, песня : «Расскажи, снегурочка, где была? Расскажи-ка, милая, как дела?
А) - За тобою бегала, Дед Мороз, пролила немало я горьких слёз!
- А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!
- Нет, Дед Мороз, нет, Дед Мороз, погоди!»
(Учащиеся определяют стиль речи: разговорный).
Б) Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
(Художественный стиль)
В) Объявление
29 декабря 2010 года в 12.00 час. в актовом зале состоится утренник ОШ№55 состоится Новогодний утренник. Приглашаются все!
Снегурочка и Дед Мороз. (Официально-деловой стиль речи)

Г) Дорогие ребята! Перед нами стоит важная задача – закончить 1 полугодие без отстающих. Помните! Ваши знания – это будущий вклад в развитие общества.
(Публицистический стиль).
Д) Зима – одно из четырёх времён года. Смена времён года происходит из-за движения Земли по орбите вокруг солнца и наклона земной оси. Средняя продолжительность зимы 90,3 суток, но в разных климатических зонах она различна. (Научный стиль речи)
5. Выполнение творческих заданий.

Учитель: Можно отправляться в путь, мы вооружились знаниями!
Кот Баюн (выскакивает неожиданно): Что, детки? К Кощею Бессмертному идёте? Ничего у вас не выйдет! Не пропущу!
Учитель: Ребята! А давайте расскажем Коту сказки в разных стилях речи! Может, они научат его тому, что добро всегда побеждает зло.
(Ребята работают в группах, каждая группа должна представить в устном ответе какой-то стиль речи, затем рассказать сказку Коту Баюну).

Ребята рассказывают сказки в различных стилях речи. Например, «Колобок» в научном стиле: «Для изготовления этого хлебобулочного изделия требуется 500 граммов муки, 25 граммов дрожжей и 200 миллилитров молока. Хорошо замесить тесто, поставить на слабый огонь и выпекать в течение 1 часа. Колобок – вымышленный сказочный образ, плод народной фантазии. Особенно широко распространён персонаж в России в устном народном творчестве.»
2. Объявление. Пропал Колобок. Особые приметы: румяный, круглый, ароматный. Кто видел, просьба сообщить. (официально-деловой стиль)
3. Ребята! Слушайтесь родителей, не уходите из дома без их разрешения! Вспомните, к чему привело непослушание Колобка! И т.д. (публицистический стиль речи)
Кот Баюн растрогался: Надо же, какие смышлёные ребятишки, даже есть их жалко.
Следующее препятствие на пути – встреча с Бабой-ягой.
Баба-яга: Пропущу, ребятушки, если задания поможете выполнить. Обещали победителей на новогодний утренник в школу пригласить, очень уж мне хочется туда попасть.
(Включаются поочерёдно записи песен, учащиеся определяют тип речи. Например, песня про Буратино из художественного фильма «Про Красную шапочку». Тип речи – описание.
Следующая песня – «Крылатые качели»: «Детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда, станут взрослыми ребята, разлетятся, кто куда… А пока мы только дети, нам расти ещё, расти, только солнце, только ветер, только радость впереди» - тип речи рассуждение, и т.д.)
Учащиеся определяют типы речи, Баба-яга их пропускает.
Встреча с Кощеем Бессмертным. Он ставит условия: отдаст заветные слова людям, если дети разгадают, что записано в старинном «свитке».
Звучит песня «Иди дорогою добра». В песне повторяются слова: «Иди всегда дорогою добра». В «свитке» эта фраза записана наоборот: «арбод юогород адгевс иди», учащиеся должны самостоятельно расшифровать запись, подсказка для них – песня.
Главные слова урока записываются в тетрадь.
Подведение итогов урока.
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Какой намёк дала нам сказка?
Мы нашли заветные слова и вернули их людям. А теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок. Это ваша оценка. Если кого-то набранное количество баллов пока не устраивает, эти оценки выставляться не будут. Попытайтесь добиться успеха на следующем уроке.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно понравилось, а что не очень? Почему? Ваши предложения?
7. Запишите домашнее задание: Раскрыть смысл слов «Иди всегда дорогою добра».


Добавить комментарий