Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

26
сент
2011

Назревает конфликт. Как найти выход из ситуации?

Каждый день на уроках в школе возникают различные педагогические ситуации, требующие от учителя мгновенного решения. Постоянные нарушения дисциплины: у кого-то ручка пропала, кто-то опоздал, кто-то ест на уроке, тот толкается, а этот обзывается и т.д. Если учителю реагировать на всё, то просто не хватит времени на сам урок: бесконечные разборки полётов с выяснениями дел займут весь урок. Но и не реагировать на обстоятельства, не касающиеся урока, тоже нельзя. Вот и приходится учителю мгновенно оценивать ситуацию и принимать решение: «казнить или помиловать», обратить внимание или «не заметить», отшутиться или серьёзно поговорить? Постоянный выбор, который приходится делать в считанные секунды, зачастую сводит на нет учебное время. И ведь действовать нужно со снайперской точностью, чтобы спасти ситуацию.

Приведу пример одной такой конкретной ситуации.
На уроке русского языка собираюсь раздавать тетради с проверенными изложениями. Одна девочка сильно нервничает, говорит, что у неё пропала тетрадка. «Понятно, - думаю про себя, - значит, она её и не сдавала. А теперь применяет метод: лучшее средство защиты – нападение, ведь учитель виноват в том, что тетрадь ей не вернул». Печально, но это – типичный случай: жаловаться, что тетрадь пропала, когда не выполнено задание. И ещё странно: откуда девочка знает, что тетрадка пропала, если их ещё не начали раздавать?
Сразу оговорюсь: партию классных тетрадей всегда перевязываю резинкой, специально для этого купила три мотка по 6 гривен, такие резинки раньше в трусы вшивали, крепкие, надёжные. Это всё к тому, что тетрадь пропасть никак не могла.
Но девочка уже с нескрываемой агрессией (!!!) на повышенных тонах доказывает мне, что она сдавала тетрадь на проверку. Для меня ситуация ясна: ученица обманывает. Но как она уверенно это делает, без тени смущения, с нотками нападения на учителя в интонациях! Вывод из её агрессии напрашивается один: в пропаже тетради виновата учительница!
Как быстро развязать эту конфликтную ситуацию? Называю несколько фамилий подряд и задаю вопрос: «Иванов, Петров, Сидоров, за те пять лет, что я преподаю у вас предмет, были когда-нибудь случаи, чтобы тетради после проверки вам не раздали?» Разумеется, нет. Наступает пауза, молчаливо свидетельствующая о том, что тема исчерпана.
Но тут в спор вмешивается подруга «пострадавшей», соседка по парте, с заявлением: «Вы унижаете наше достоинство тем, что сравниваете нас с этими учениками!» Вот как оно, оказывается! А ведь никого ни с кем и не сравнивали. Цель убеждения состояла в следующем: тетрадь пропасть никак не могла!
И тут мои мысли уходят от конкретного педагогического конфликта в сторону педагогики. Существует ли она вообще? По-моему, человек уже рождается с определённой судьбой, с готовым характером, способностями, склонностями. Воспитание может лишь незначительно подкорректировать какие-то черты. Эта самая девочка, говорящая о человеческом достоинстве, к уроку сегодня вообще не подготовилась, сказала, что не учила… При всём классе сказала… И не покраснела даже от смущения. Помню, как в пятом классе она плакала, когда получила оценку на балл ниже «соперницы» по учёбе. Причитала: «Я так и знала, что у меня оценка будет ниже!» Что это было? Зависть к чужим успехам? Стремление быть лучшей? Завышенная самооценка? Чтобы разобраться в этом конфликте более или менее объективно, важно знать ещё один факт: эта девочка мне всегда нравилась, можно сказать даже так: наши симпатии были взаимны. Что же случилось теперь? Переходный возраст всему причиной? Или что?
А тем временем урок продолжался. Выставляю оценки, слышу её голос шёпотом подруге: «Я этого так не оставлю! Я дам маме тетрадь, пусть она перепроверит все ошибки!» Спрашиваю:
- Что ты получила за изложение? – учитель-предметник ведёт много классов, в каждом по тридцать человек, поэтому все оценки трудно упомнить, кто там что получил.
- Семь баллов, - отвечает она.
Семь – это четвёрка с минусом по старым нормам оценивания. По-моему, неплохо. Но «она этого так не оставит!» Вот так! Пожалуется маме, та ещё кому-нибудь. «Перепроверять» будут меня. Почти как в анекдоте, примерно такого содержания:
"Один конкурент на выборах говорит другому:
- Я скажу твоим избирателям, что у тебя дочь наркоманка, а сын в тюрьме сидит.
- Но у меня вообще нет детей…
- А это неважно! Я скажу - а ты оправдывайся!"

Это приведён в пример только один случай из школьной жизни, это даже не «один день из жизни Ивана Денисовича». А сколько их бывает каждый день! Всего учитель-предметник на ставку (18 часов) обучает в среднем 150 учеников, и каждый, как принято сейчас говорить, - личность.
Хотелось бы услышать ваше мнение по данной конфликтной ситуации. Понимаю: житейские мелочи, американцы вон Ливию бомбят, а тут со всякими пустяками пристают… Только вот дело в том, что во всём существует незримая связь. У этих «общечеловеков»- американцев, убивающих людей, нет никакой духовной основы, моральных ценностей. Они бомбят мирное население, чтобы завладеть нефтью этой страны, их цель – нажива любой ценой. Школьники требуют хороших оценок - это пока эквивалент их труда. Хорошо, когда труд вложен. А если нет?
Не хотелось бы, чтобы новое поколение выросло с такими эгоистичными представлениями о жизни: всё можно взять себе даром, не прилагая особых усилий; все методы хороши в борьбе за достижение намеченных целей.


Добавить комментарий