Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

20
дек
2010

М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича..." Дистанционный урок.

Дистанционный урок литературы в 8 классе.
Дистанционный урок поможет вам усвоить изучаемый в школе материал, если вы по причине болезни отсутствовали на уроках. Дистанционный урок также пригодится тем, кто не очень внимательно слушал учителя на уроке или не всё успел запомнить и понять.
События, описанные в «Песне про царя Ивана Васильевича...», происходят в 16 веке, во время правления Ивана Грозного, прозванного так в народе за свой грозный нрав. Во время царствования Ивана Грозного была учреждена опричнина, специальная дружина, которая была не только личной охраной царя, но и принимала участие в военных операциях.

Образовалось слово «опричнина» от слова «опричь» - «кроме». В опричнину, то есть кроме всей остальной земли, царь выделил часть уделов страны и «1000 голов» бояр и дворян. Опричники пользовались привилегиями и гарантией безнаказанности. Погромы, совершавшиеся царскими опричниками, были страшны. Они опустошали усадьбы, крестьянские дворы, убивали жителей, вывозили крестьян в поместья опричников. Вот таким суровым и жестоким было время правления царя Ивана Васильевича.
Для понимания содержания произведения Лермонтова необходимо также знать, что такое «Домострой». «Домострой» - это свод житейских правил и наставлений, изданный во время правления Ивана Грозного. Главная мысль этого свода - «жена да убоится мужа своего». Согласно «Домострою», жена должна была беспрекословно слушаться мужа, содержать в чистоте и уюте дом, воспитывать детей. Муж имел право её наказывать, но «не бить посохом или кулаком».
Сведения о «Домострое» нам необходимы для того, чтобы понять вину царского опричника Кирибеевича: он нарушил святость брака, закона «Домостроя», по которому тогда жили люди. Грубо, нагло и бесцеремонно он ведёт себя потому, что обладает гарантией безнаказанности, которую дал царь всем своим опричникам. Купец Калашников решил смыть позор со своей семьи в честном бою с обидчиком. Степан Калашников борется не только за честь свою и своей жены, но и за честь народа, которому он поклонился перед боем в знак уважения. Смысл противостояния соперников – честь против бесчестья, защита человеческого достоинства от произвола власть имущих. Кирибеевич, увидев своего противника, понял его превосходство над собой, «бойки очи его затуманились», мороз по спине пробежал. Почувствовал царский любимчик, что не устоит в бою, а это самое страшное для опричника – быть побеждённым сыном купеческим, это приравнивалось к позору.
Произведение Лермонтова многое роднит с устным народным творчеством:
1. В произведении использованы народные обороты речи.
2. Изложение событий ведётся от лица гусляра-скомороха, начинается с запевки и кончается славлением.
3. Используются художественные средства, характерные для народной песни: повторы, сравнения, «перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей, постоянные эпитеты.
Проверить знание текста можно по вопросам. Ответить на них лучше письменно, чтобы учитель имел возможность оценить вашу самостоятельную работу над содержанием произведения.
Как описывается поведение молодого опричника на царском пиру?
Боится ли он царя-батюшку? Как такое поведение характеризует Кирибеевича?
Какова была причина печали?
Что случилось в семье Калашниковых?
Какое решение принял Степан Парамонович?
Как ведут себя соперники перед царём? Перед народом? Друг перед другом?
Как вы думаете, почему Кирибеевич поклонился только царю, а калашников и царю, и церквам, и народу?
Почему Степан Парамонович не сказал царю всей правды?
Почему Иван Грозный нарушает правила кулачного боя, им же самим объявленные, и казнит Калашникова?
Почему Лермонтов в 19 веке обратился к русской истории 16 века?
Поэма названа песней потому, что её поёт народ, описанные события стали его духовным достоянием.


Добавить комментарий