"Не ты сделал с жизнью то, что хотел, а жизнь сделала с тобой, что хотела".
Выдающийся американский драматург Артур Миллер вложил в уста 90-летнего Соломона, героя драмы «Цена», свои мудрые мысли. В них провозглашается полная победа жизненного опыта над романтическими надеждами юности : «Не ты сделал с жизнью то, что хотел, а жизнь сделала с тобой, что хотела».
Мысленно пролистайте свою жизнь и согласитесь, что далеко не каждый сам кузнец своего счастья. Разве мечтал в юности Павел Голодрига, посвятивший без остатка всю свою жизнь развитию виноградарства в Крыму, покончить жизнь самоубийством? Принудительное отрезвление народа, затеянное Михаилом Горбачевым, ударило по южным винодельческим районам, человек не выдержал, когда увидел своими глазами, как дело всей его жизни безжалостно уничтожают.
Помните, о чём поётся в песне Булата Окуджавы?
Виноградную косточку в теплую землю зарою
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву
И друзей позову — на любовь свое сердце настрою,
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
*
Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата...
И это всего лишь один пример того, что жизнь может сделать с нами. Подробнее об этом случае можно прочесть здесь
*
Соломон. О, да. Я зарегистрирован, я запатентован, и у меня даже привита оспа.
*
Вакцинация. Обезьянья оспа. Проблемы американского общества прошлого столетия уверенно шагнули в день сегодняшний.
Битва за наследство – центральная тема ведущих телеканалов России. Наследники яростно отстаивают свои боевые позиции в праве заполучить имущество. На арену битвы выходит наше «барство»: Шукшины, Барри Алибасовы, Джигарханяны, Михаил Цивин и Наталья Дрожжина, супруга Дмитрия Марьянова, Алексея Баталова, Бориса Грачевского, и т.д.. Картину «тарарам» с прискорбием наблюдают посконные представители русского мира.
Соломон. Нет, я ни во что не вмешиваюсь, но не мне вам рассказывать, как у них бывает в этих семьях: все они любят друг друга, как сумасшедшие, но в ту минуту, когда умирают родители, вдруг возникает вопрос: кто хочет иметь что! И вокруг этого начинается тарарам.
*
Соломон. Самые большие люди, вы мне не поверите, на что они способны: юристы, профессора колледжей, даже телевизионные дикторы — пятьсот долларов они готовы заплатить адвокату, чтоб отсудить какой-нибудь шкаф, который стоит пятьдесят центов, и только потому, что, видите ли, все хотят настоять на своем, все хотят быть — номер один.
Соломон. Мне вас жаль! Люди, что с вами случилось! Вы еще хуже, чем моя дочь! Ничему в мире не верите, ничего не уважаете — как вы живете? Я вам дам маленький совет: не в том беда, что вы разучились во что-то верить — это еще полбеды, — а в том беда, что вам все равно нужно во что-то верить. Вот что самое трудное. И если вы не умеете этого, вы конченый человек.