Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

24
фев
2011

Миф Древней Греции в этнокультурологическом пространстве.

Миф о похищении Европы нашёл отражение в творчестве огромного количества художников. Один единственный источник, а сколько оригинальных версий! Сложилось впечатление, что сюжет из древнегреческой мифологии о похищении Европы – один из любимейших сюжетов мирового искусства.
Что общего и чем отличаются все эти картины на один и тот же античный сюжет?

(Чтобы лучше понять итоги наблюдений, надо прочесть собранный по теме материал в обратном порядке, от конца к началу).
У Франсуа Буше на картине мы видим кокетливых весёлых девушек, окружённых легкомысленными амурами на облаках, пейзаж удивительной прелести, тёплый и жизнерадостный. Полотно написано в стиле рококо.
Чувствуется, что художник работал на социальный заказ того времени: подобная картина предназначена была украшать гостиные аристократов, развлекать их и радовать, вписываться в интерьер своими тонами и красками. Людовику 15 нравилось всё праздничное, красивое, незатейливое, лёгкое, игривое, поэтому Буше ему полюбился и стал считаться «первым художником» Франции. Картина «Похищение Европы» была написана во вкусе того времени, отражала представления французской аристократии о прекрасном.
Проследив отображение античного сюжета в творчестве различных художников мира, мы наглядно увидели, как меняются идеалы в различные исторические эпохи. Неумолимое время вносит перемены во всё. Всё течёт, всё меняется. Меняются творческие методы отображения действительности в искусстве, не остаются постоянными представления о прекрасном, о красоте человеческого тела. Если на полотнах Тициана, Рубенса, Буше и других мастеров прошлого изображались пышнотелые женщины с объёмными формами, прославлялась красота и природная естественность человеческого тела, то на картинах современных художников мы уже видим худеньких, как тростинка, девушек. Тела уже нет, остались кости. На полотнах старинных мастеров тела прикрывались, нагота тактично скрывалась складками ниспадающих одежд. На современных полотнах нашему взору предстаёт совершенно бесстыдная открытая «обнажёнка», похищенные девушки на быках преспокойно отдыхают в позах, принятых для загара на пляже. С первого взгляда и не поймёшь, что речь идёт о мифе. Изменилось представление о красоте?
Мифологическая Европа-женщина в индивидуальном видении современных художников зачастую напоминает модель с подиума на показе мод. Наше сознание смоделировано рекламой, социальным заказом. На телеэкране – только молодые герои и телеведущие с голливудской внешностью. Сколько и чего стоит эта «универсальная» голливудская внешность, мы знаем. Но телевидение упорно продолжает вытеснять с экранов людей после сорока и утверждать своё представление об идеалах справедливости, добра и красоты.
Проведите аналогию между современной действительностью и, к примеру, временами Людовика 15, и вы увидите, что в отношениях между людьми ничего в жизни не изменилось. В те времена на утеху королю и аристократии писались пасторальные картинки с жизнерадостным легкомысленным любовным содержанием. В наше время в угоду тем, кто «заказывает погоду», в массовом сознании сформировали «анурексический» идеал женской красоты. Посмотрите на изображение Европы на полотнах наших современников. Ну где вы видели в жизни таких уродливо-худых девушек? Только на телеэкранах. В жизни, слава Богу, девушки в массовом порядке не страдают такой худобой, как на замысловатых полотнах модернистов, и выглядят гораздо красивее.
Если же посмотреть на картины модернистов, кубистов, абстракционистов, то вообще ничего не разберёшь, что они своими творениями сказать хотели. Впрочем, в искусстве постмодернизма вообще отрицается какая-нибудь идея, тема или содержание, новые художники просто так, играются со зрителями и читателями… Они уже не борются за светлые идеалы добра и справедливости, считают, что в искусстве уже всё сказано и сделано. Вот так! Это раньше каждый творец стремился поведать человечеству то, без чего не представлял жизни. А теперь они играются в кроссворды, разгадки. Век компьютерных технологий, век цифр! Увы!
«Сколько голов, столько и умов», - говорится в пословице. Сколько художников, столько вариантов картин «Похищение Европы». Существует ли истина? Или есть золотая середина? Как понять, чья картина лучшая? Кстати, а вам какая больше понравилась?


Добавить комментарий