На фотографии картина И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
После изучения на уроках литературы повести Н.В.Гоголя учащимся обычно предлагается написать сочинение по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Читайте материалы к сочинению по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Материалы к сочинению по картине И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Пожалуй, ни одно произведение И.Е.Репина не стало таким знаменитым, как картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". В Запорожскую Сечь собирались все угнетённые, жаждущие свободы люди. Художник с детства полюбил рассказы о запорожцах, об их смелости, находчивости, о вольной жизни. Был ему знаком и текст ответного письма запорожцев на предложение турецкого султана сложить оружие и прекратить набеги. Эта грамота, написанная, по преданиям , около трёхсот лет назад, имела громадное количество вариантов. Переходя из уст в уста, она иногда делалась вовсе недоступной для слуха.
Предлагаю вашему вниманию переписку с турецким султаном:
ПРЕДЛОЖЕHИЕ МЕХМЕДА IV.
"Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашим нападками не заставлять беспокоиться. Султан турецкий Мухаммед IV."
ОТВЕТ ЗАПОРОЖЦЕВ МЕХМЕДУ IV.
"Запорожські козаки турецькому султану! Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцепера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб'єш. Чорт висирає, а твоє вiйско пожирає. Hе будеш ти, сучий ти сину, синiв християнських пiд собою мати, твого вiйска ми не боїмось, землею i водою будем битися з тобою, распройоб твою мать. Вавилонський ти кухар, Македонський колесник, Iєрусалимський броварник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Єгипта свинар, Вірменська свиня, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, Подолянський злодіюка і всього свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашого хуя крюк. Свиняча ти морда, кобиляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою в’йоб. От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Hе будешь ти i свиней християнских пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маємо, мiсяць у небi, рік у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцілуй у сраку нас! Пiдписали: Кошевий отаман Іван Сірко Зо всiм кошем Запорожськiм".
Комментарии
Краткий Русско-украинский словарик:
Люцепер - Люцифер (дьявол).
Лицар - рыцарь.
Срака - задница.
Їжак - ежик.
Вб'єш - убьешь.
Висирає - опорожняет желудок.
Мати - иметь.
Боїмось - боимся.
Кухар - повар.
Колесник - мастер, изготовляющий колёса.
Броварник - пивовар.
Козолуп - тот, кто обдирает козьи шкуры.
Свинар - свинопас.
Злодіюка - злодей.
Сагайдак - колчан.
Кат - палач.
Блазень - шут.
Гаспид - змея, аспид.
Рiзницька собака - собака мясника.
Плюгавче - звательный падеж от "плюгавець".
Кош - здесь: запорожские казаки.
Летом 1878 года Репин вновь прочитал озорную грамоту, и появилось желание написать картину. Но прошло более двенадцати лет, прежде чем этот замысел был доведён до готовой картины.
С тщательностью учёного Репин изучал быт запорожцев, их костюмы, оружие, утварь. Это был труд исследователя.
Всё лето 1880 года Репин провёл, разъезжая по Украине с художником В.Серовым. Картина поглотила его целиком.
Для позирования при создании картины пригодились все знакомые. Историк Дворницкий позировал для хитроватого писаря. Кстати, историк этот помог художнику своим знанием украинской старины и обычаев. Писатель Мамин-Сибиряк рассказывает: "Интереснее всего моё знакомство с Репиным, у которого я был в мастерской, и он рисовал с меня для своей будущей картины целых два часа. Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого веко глаза и для третьего запорожца поправить нос"
Картина очень быстро завоевала популярность. В ней каждый мог прочитать мысль художника: вот люди, которые чувствуют свободу, равенство и братство! И даже атаман Сирко не выделяется из общей среды. Он заодно со всеми: и посмеётся с народом, и поведёт свою братию в поход, ничего не решая один.
Можно без конца разглядывать хохочущих участников этой весёлой компании, сочиняющей ответ султану. У каждого своё неповторимое лицо, но вместе они - настоящее равенство. Картина эта - гимн вольности.