Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

16
ноя
2022

Классика - это чтение элитное и элитарное

Источник цитаты:

"Классика — это не скучное чтение.
Это чтение элитное и элитарное. Всегда было. Сегодня более, чем когда — либо.

ЗЫ.   Это паронимы. Прилагательное элитный восходит к первому значению, то есть элитный – это отборный, самый лучший, без изъянов. Корректно: элитный кофе, элитные войска, элитные вина. Элитарный – значит, предназначенный для элиты (во втором значении), для привилегированной части общества".

*

Прочла мудрое высказывание и со вздохом начала готовиться к уроку литературы в 10 классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Неинтересно им будет читать, много непонятного: нигилисты, аристократы, либералы - это для них сплошная абстракция.  Если они запутались в словах "дворянин" и "дворня" и в сочинениях пишут: "Дубровский был бедный дровянин", то чего стоит ожидать.

Поймут ли они, привыкшие читать только короткие СМС-ки, значение пейзажа в самом начале романа, не пролистнут ли они его вообще? "Места, по которым они проезжали... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Преобразования необходимы - разве эта мысль не злободневна? Как и все остальные проблемы, поднятые автором в произведении.

*

Начала урок с вопроса и ответа на него : "Хотите принадлежать к привилегированной части общества? Читайте классику!". А дальше - по тексту : "Классика - это не скучное чтение...".

Такой приём в педагогике называется "мотивационный этап урока". Интересно, удалось ли "смотивировать" кого-нибудь?

Другое дело - материальная мотивация. У одной моей ученицы из 6 класса, ранее учившейся неохотно, вдруг ни с того ни с сего посыпались в дневник сплошные пятёрки. "Что случилось? Вдохновение нахлынуло?" - радостно удивилась я, выставляя ей на перемене очередную пятёрку в дневник. "Просто у меня появилась мультивация. Мама мне за каждую пятёрку даёт деньги. Мне стало интересно учиться".

Мама этой девочки работает завучем в школе, тем не менее твёрдые правила педагогики не помешали ей внедрить в жизнь свою "мотивацию". Но "мультивация" возымела кратковременное действие. Вскоре девочка вообще перестала стараться, "всё, что ни задавали мне, делал я кое-как".

Вероятно, денег у мамы не хватило на завершение проекта.))

 


Добавить комментарий