Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

07
окт
2024

Картины донецкого художника о шахтёрском труде

В Макеевском художественно-краеведческом музее состоялась выставка картин шахтёра Александра Григоренко «Духи угольных копей». Александр – шахтёр в третьем поколении, кавалер знаков «Шахтёрская слава».  Несколько лет назад он получил в шахте травму,

вышел на пенсию и, взяв в руки кисть и краски, все свои мысли о шахтёрском труде перенёс на холсты.

Шахтёр стал художником. Так бывает в жизни: например, наш земляк Владислав Титов (посёлок шахты Северная, г. Макеевка) стал писателем. В 1960 году во время аварии на шахте пожертвовал собой ради товарищей и лишился обеих рук. Писал, держа карандаш в зубах. Его книга, получившая наибольшую популярность, - «Всем смертям назло…». В ней автор, подобно Николаю Островскому, описал свою жизнь, ставшую примером стойкости и несгибаемости человеческого духа.

Перед вами картина А. Григоренко о шахтёрском труде. Смотрим, думаем, размышляем.

«Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был, если видишься с солнцем с утра? Только тот ценит солнце и высокое небо, кто поднялся с зарёй на-гора», - поётся в шахтёрской песне.

Над землёй светит солнце, каблучки стучат по асфальту. Красные, жёлтые, зелёные, синие – такие яркие необычные цвета обуви подчёркивают красоту земной благодати. В то же время что происходит под землёй? Чёрные от угольной пыли шахтёры, крысы, бегающие в угольных забоях и ворующие "тормозки" (так называют шахтёры свои завтраки, которые берут с собой в шахту, чтобы "затормозить" голод).

Мы видим маленькие норы, как у кротов, в которых множество шахтёров в робе и касках, трудятся в темноте и мраке, добывая уголь, так называемое «чёрное золото», несущее в этот мир тепло, свет и радость.

Контраст того, что находится под землёй и над землёй, – поражает. Лилипуты-шахтёры под землёй меньше размеров башмаков, что топчутся на поверхности, над ними.  Сопоставление и обыгрывание  разных размеров дает художнику возможность показать человека с необычной точки зрения, увидеть величественное в ничтожном.

На этой картине А. Григоренко изобразил себя с сыном на фоне жирафов. Появление жирафа на фоне беспросветных будней, пыли и грязи – это желание уйти от реальности, приблизиться к мечте о свободе.
Как тут не вспомнить "Жирафа" Гумилёва?

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 


Добавить комментарий