Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

14
сент
2012

Как учить и чему учить в школах

Есть такие люди, которые всегда всё знают, о чём бы ни заговорили: как поступить, что сказать, как лечить, как учить... Они никогда ни в чём не сомневаются. Любят указывать, давать советы. Учить и поучать, делать замечания. В моём трудовом коллективе есть такие дамы... Думаю, и в вашем... Не стоило бы о них вспоминать, если бы не "педагогические" заявления Тины Канделаки.
Популярная телеведущая, вероятно, почувствовала себя всемогущей или, может быть, решила стать министром просвещения, потому что выступила с рекомендациями, как и чему нужно учить в школе. (Хотя, чего уж проще: пошла бы и поработала... Показала бы на практике, как надо. Заодно и пожила бы на ту зарплату...)
"Если говорить о том, как учат — то это все мы помним, вот тебе учебник, вот тебе домашнее задание, сиди-зубри, на контрольной проверим. Даже самый интересный предмет в формате такой «долбежки» быстро начнет вызывать отвращение. Ладно бы еще в старших классах, но все то же самое касается младшей и средней школы.

Между тем урок для школьника ничего не стоит превратить в праздник, в настоящее приключение. Почти по каждому предмету можно придумать какие-то практические занятия, что-то, что запомнится, и вызовет интерес. Как можно меньше занятий должно проходить в душном классе с ручкой и конспектом и как можно больше — в лаборатории с микроскопом и пробирками, в палеонтологическом музее, в картинной галерее. Сами по себе знания теперь у каждого есть на расстоянии двух кликов в мобильном телефоне, гораздо сложнее сделать так, чтобы школьник за время учебы не утратил своего любопытства и научился все эти знания осмыслять", - пишет в своём блоге Тина Канделаки.
Никто возражать не станет, что ученикам на природе интереснее, чем в классе...
"Как можно меньше занятий должно проходить в душном классе с ручкой и конспектом" - и в нашей школе по традиции решили провести День здоровья на природе. (смотрите фото)
Осенний день. Сосновая роща. Ласковое солнышко. Всё хорошо и необычно. Да, запомнится и вызовет интерес. Но обычные школьные "рутинные" занятия не заменят "лаборатории с микроскопом", до научных исследований дорасти надо, выучить падежи, научиться грамотно писать и читать, таблицу умножения вызубрить. Прежде чем научиться осмыслять знания, их нужно получить, добыть. Сначала аз да буки, а потом уже и науки.
Мне нравится устаревшая нынче цитата Маркса, которая в моё время висела на плакате в каждом кинотеатре: "В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам".
Генрих Бёлль, написавший рассказ "Путник, придёшь когда в Спа...", рисует в произведении картину обучения в классической немецкой гимназии."О, я помню доска оказалась для меня короткой, и учитель сердился, что я плохо рассчитал, выбрал чрезмерно крупный шрифт, а сам он тем же шрифтом, покачивая головой, вывел ниже: "Путник, придёшь когда в Спа..."

Семь раз была повторена эта строка - моим почерком, латинским прямым, готическим шрифтом, курсивом, римским, староитальянским и рондо; семь раз, чётко и беспощадно: "Путник, придёшь когда в Спа..."

("Путник, придёшь когда в Спа..." - это начало стихотворения древнегреческого поэта Симонида Кеоского, в котором прославлены погибшие в 480 году до н.э. в эпоху греко-персидских войн под Фермопилами 300 спартанцев. Фраза полностью звучит так: "Путник, придёшь когда в Спарту, поведай народу, что видел лежащими здесь нас, как закон повелел всем спартанцам").

Вот так учили в классической немецкой гимназии... Как видите, семь шрифтов знать и никаких развлечений с походами... Кто-то скажет: зачем сейчас знать семь шрифтов? что это даёт? Думаю, что многое... Вспомнилась в связи с этим вопросом сцена из романа Тургенева "Отцы и дети":
За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

— Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.

На что вам латинские названия? — спросил Базаров.

Во всем нужен порядок, — отвечала она.

*


Добавить комментарий