Какой можно представить себе в воображении выпускницу Института благородных девиц?
Это тургеневская девушка. Добродетельная, скромная, образованная, с книгой в руке и высокими идеалами в мыслях. Такая может полюбить только незаурядного мужчину, пусть бедного, но обладающего подлинными достоинствами: готовностью посвятить свою жизнь служению отечеству милому.
Это в наше время девушки ради денег готовы выйти замуж даже за дряхлого старика. А вот раньше! Как было раньше? Об этом узнаем из воспоминаний первой выпускницы Института благородных девиц – «первой смолянки», она была выпущена с золотой медалью, пользовалась особой любовью и покровительством Екатерины 11, фрейлиной которой стала сразу после выпуска.
Алымова Глафира Ивановна, ей – 18, это она с арфой изображена на известном портрете кисти Д.Г.Левицкого.
Пожилой Иван Иванович Бецкой, куратор Смольного института, обратил на неё особенное внимание ещё когда девушка воспитывалась в Смольном, ему - 75. Он пообещал «тотчас же перевести свой дом на моё имя, окружить всеми лицами, к которым я была привязана в Смольном, выписать оркестр из Германии, инструменты из Англии, дать мне способ усовершенствоваться в музыке и живописи, задавать балы, играть комедии и т.д. Горесть моя сменилась радостию; я поддалась уму и благосклонности моего защитника».
(Г.И.Ржевская. Памятные записки. В книге «Россия в мемуарах. Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц)
Всё-таки чувствуется благородное воспитание: обыкновенный материальный расчёт девушка облекает в изящную оболочку: «я поддалась уму и благосклонности моего защитника». («Папика» - сказали бы сейчас).
Бедная институтка на тот момент была влюблена ещё в одного человека - в Ржевского, вице-директора Академии наук, который был старше её на 20 лет. В конечном счёте после долгих интриг всё сложилось так, что институтка вышла замуж за Ржевского. (Кстати, на другой день после свадьбы Ржевскому пришлось заплатить за платья, которые Бецкой покупал для Глафиры ещё при выпуске из института).
По поводу "пришлось заплатить за платья" вспомнилась цитата из фильма "Бедная Саша":
- Как раньше люди жили, как тонко чувствовали… почему же они теперь
Ржевским пришлось бежать от старика в Москву, Бецкого от расстройства сразил паралич.
В браке у Ржевских родилось пятеро детей. «По смерти мужа моего Император назначил мне 4 000 рублей пенсии и соизволил пожаловать мне 63 000 на уплату долгов".
После смерти мужа Глафира Ивановна сразила весь свет новым браком :
«Из Петербурга есть странные известия. Глафира Ивановна Ржевская, жена умершего сенатора, образец девиц, воспитанных в монастыре, на которой хотел жениться Бецкой, пример жен добродетельных, гордая, умная, строгая мать, имеющая уже внучат и около 50-ти лет, влюбилась в моторыгу, провиантского капитана, потерявшего место и находящегося даже теперь под судом, и за него вышла. Ни советы приятелей, ни слезы родни, ни увещания Государя, к которого покровительству фамилия прибегла, ничто на свете не могло её удержать от подобного дурачества».
Супруг был на 20 лет моложе её…
Разрешение на брак дал Император, сказав: «Никто не вправе разбирать, сообразуется ли такое замужество с вашими летами и положением в свете. Вы имеете полное право располагать собою и, по-моему, прекрасно делаете, стараясь освятить таинством брака чувство, не воспрещаемое ни религией, ни законом чести. Так должно всегда поступать, если только это возможно. Я понимаю, что одиночество вам в тягость; дети, будучи на службе, не могут оказывать вам должного ухода. Вам нужен друг. По уважению, которое вы внушаете, в достоинстве вашего выбора нельзя сомневаться».