Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

13
янв
2011

Использование технологических приёмов развития критического мышления на уроках литературы. Пазл.

Урок русской литературы, 9 класс. Тема урока: "Молодое поколение в комедии Грибоедова "Горе о ума".
Цель урока: проанализировать образы героев, являющихся представителями молодого поколения.
На стадии осмысления материала можно использовать технологический приём развития критического мышления – «Пазл». Этот метод по своей сути напоминает детскую игру в кубики, из которых требуется сложить картинку.
Метод «Пазл» разработан по тому же принципу, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве фрагментов используются карточки с отрывками текста. Информация, написанная на карточках, неполная. В каждой карточке содержится «ключ» (какое-либо слово, намёк, фраза) к поиску следующей.

В моём случае задача несколько усложнена.
Класс разбивается на пять групп. Каждая группа из предоставленных на карточках отрывков из текста должна «сложить» портрет одного из представителей молодого поколения в комедии Грибоедова и дать словесную характеристику героя.
Задание первой группе учащихся.
Что нам известно о Софье? Каков круг её интересов? Чем она увлекается? Опишите её внешность. Подготовьте характеристику Софьи.
Раздаются карточки с отрывками из текста.

Сейчас започивала.

Ночь целую читала.

Все по-французски, вслух, читает запершись.

Фамусов

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Счастливые часов не наблюдают.

София (Молчалину)

Идите; целый день еще потерпим скуку.

Лиза

Бог с вами-с; прочь возьмите руку.

Вот попрекать мне станут,
Что без толку всегда журю.
Не плачь, я дело говорю:
Уж об твоем ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил.
Одно не к чести служит ей:
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.

Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам. *

Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

Фамусов

Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

София

Потом пропало все: луга и небеса. -
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол - и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему - вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!.. -
Проснулась. - Кто-то говорит, -
Ваш голос был; что, думаю, так рано?
Бегу сюда - и вас обоих нахожу

Что мне молва? Кто хочет, так и судит,
Да батюшка задуматься принудит:
Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда, а с этих пор...
Ты можешь посудить...

София

Подумаешь, как счастье своенравно!
Бывает хуже, с рук сойдет;
Когда ж печальное ничто на ум нейдет,
Забылись музыкой, и время шло так плавно;
Судьба нас будто берегла;
Ни беспокойства, ни сомненья...
А горе ждет из-за угла.

Послушай, вольности ты лишней не бери.
Я очень ветрено, быть может, поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?
Кому? чтоб укорять неверностью могли.
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!!.
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко...
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?

И, верно, счастлив там, где люди посмешнее.
Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? * Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
Мы мочи нет друг другу надоели;
Ни на волос любви! куда как хороши!
И между тем, не вспомнюсь, без души,
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз -
И вот за подвиги награда!

София

Ах! Чацкий, я вам очень рада.

Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд...

Чацкий

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался - успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, * и те ж стихи в альбомах.

София

Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!
Где ж лучше?

Чацкий

Где нас нет.
Где он? что с ним? Скажите мне.

Чацкий

Пускай себе сломил бы шею,
Вас чуть было не уморил.

София

Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.

Учитель. Г.N.

Как его нашли по возвращеньи?

София

Он не в своем уме.

Г.N.

Ужли с ума сошел?

София (помолчавши)

Не то, чтобы совсем...

Г.N.

Однако есть приметы?

София (смотрит на него пристально)

Мне кажется.
София

Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете...

Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами * зевать.
Все отрывки учащимся требуется расположить в том порядке, который соответствовал бы характеристике героини. Количество предложенных мною отрывков можно сократить, чтобы упростить учащимся выполнение задания. На основании отрывков составить характеристику Софьи.
Задание 2 группе. Характеристика Молчалина. Расположить отрывки в порядке плана характеристики.
Задание 3 группе. Кто такой Скалозуб? Сложить ответ из карточек и дать характеристику.
Задание 4 группе. Охарактеризуйте Чацкого, расположив отрывки в необходимом порядке: внешность, биография, взгляды, отношение к Софье, добивается ли он цели?
Задание 5 группе.
Рассказать о Репетилове, Лизоньке, Загорецком, князе Фёдоре. Общая характеристика представителей молодого поколения.
Общий вывод учителя: В комедии «Горе от ума» Грибоедов представил нам молодое поколение России того времени. Это люди разных сословий, жизненных принципов, но объединяет их скудное мировоззрение. Это подводит нас к мысли о том, что в русском обществе не привились высокие нравственные идеалы служения Отечеству.


Добавить комментарий