Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

13
фев
2013

Интересные факты: Царскосельский лицей как начало модернизации образования

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин
Благодарен Лицею,
(бонз забудет Парнас)
И «вчера» мне роднее,
Как сравню, что сейчас.
Вит Уйманов
  Сейчас много говорят о модернизации образования, хотя эта набившая оскомину прогрессивная идея стара как мир. Корни процесса «модернизации» уходят глубоко в историю и связаны со вступлением на престол молодого самодержца Александра 1, которому было на тот момент 24 года.

Молодой человек с царской короной на голове и с державой и скипетром в руках не поддался всяческим искушениям светской жизни, а оптимистически занялся реформаторством: строительством планов государственных преобразований.

И, несмотря на юный возраст, как мудрый политик, он понимал, что начинать надо с образования. Именно тогда было создано Министерство народного просвещения, во владения которого была передана вся сфера культурной жизни страны. Идеи приветствовались молодым государем.

Царя  заинтересовал проект статс-секретаря сената М.М.Сперанского, который предложил создать Императорский лицей – учебное заведение.

Россия остро нуждалась в высокообразованных чиновниках нового типа и требовала перемен в жизни общества, лицей призван был помочь разрешить проблемы государственного переустройства, вырастив в своих стенах достойных государственных мужей, способных управлять Россией.
Каким путём достичь желаемого?
За образец было взято образование в Древней Греции, где лицеем называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского.

По велению императора Александра I 19 октября 1811 года открывается такой лицей, который ставит цель: «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».

Программа обучения была в основном гуманитарной, изучались такие дисциплины: Закон Божий, этика, логика, российская, латинская, немецкая, французская словесность, математика, начала физики, статистика, правоведение, политическая экономия, риторика, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

Обучение длилось шесть лет. Основной целью образования лицеистов было также воспитание высокого понимания чувства долга, человеческого достоинства и чести, создание культа образованности и гражданственности. Первоначально предполагалось, что в Лицее будут учиться свои: великие князья, младшие братья Александра I, а вместе с ними отпрыски самых влиятельных родов России. («При мне служащие чужие очень редки»… Грибоедов, Горе от ума). Однако обеспеченные князья и знатное дворянство понимали, что будущий карьерный рост их птенцов обеспечен им уже самим происхождением, поэтому не спешили расставаться на долгие 6 лет со своими детишками. Служилое дворянство с радостью откликнулось на возможность прилично устроить своих детей за казённый счёт, чем и воспользовался Сергей Львович Пушкин, обедневший дворянин из знатного рода.

Принято было в лицей 30 человек из 38 желающих. Директор лицея - Василий Фёдорович Малиновский, выпускник философского факультета Московского университета, просвещённый человек передовых взглядов, отвергавший проявление насилия и деспотизма. В основе его воспитания лицеистов лежал собственный пример независимости и человеческого достоинства директора.

Лицеисты не подозревали « тогда в себе будущих столпов отечества, как величал нас Куницын, обращаясь в речи к нам», - вспоминал И.И.Пущин.

Любопытные факты:
В рейтинге успеваемости и прилежания Пушкин занимал 28 место из 30 возможных). Вот его характеристика: «более блистательные, нежели основательные, дарования, более пылкой и тонкой, нежели глубокой ум».

*
Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона и Вергилия.
*
Любимый преподаватель – Куницын А.П. Он преподавал 12 предметов: логику, психологию, этику, право естественное, право гражданское, право уголовное, финансовое и пр. Пушкин о любимом преподавателе:
 Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
 Поставлен им краеугольный камень, 
Им чистая лампада вожжена.

*

Одна из заповедей Малиновского, первого директора лицея: «Лицемерию надо объявить войну и ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного».
 

*
Принципы современной педагогики : индивидуальный и дифференциальный подход в обучении, развивающее опережающее обучение - соблюдались ещё в Царскосельском лицее. В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».
*
Развитие самообразовательной деятельности, о необходимости которой в наше время так много говорится, тоже не является новинкой впедагогике: в Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме», - говорится в документе.
*

Традиция лицея: с каждым очередным выпуском разбивать чугунный колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия, и раздавать осколки выпускникам на память.
*
На гражданскую службу с чином IX и Х класса (титулярный советник и коллежский секретарь соответственно) попали 17 первых выпускников-лицеистов. 12 человек отдали предпочтение военной службе.
*
Восстание декабристов против царского самодержавия 14 декабря 1825 года разгневало власть на «рассадника свободомыслия». В правительственном заговоре принимали участие первые лицеисты: И.Пущин , В. Кюхельбекер, лучший ученик пушкинского выпуска – В. Вольховский. Николая I заявил о том, что “ученики, подобные выпущенным во вкусе Энгельгардта, не будут более выходить из Лицея».
(Написано по материалам интернета, главный источник – статья в журнале Никиты Михалкова «Свой».  И как Михалков находит ещё время на «Свой» журнал? Мастер! Личность! Человечище! Спасибо ему за всё!)


Добавить комментарий